12 апреля Россия отметит День космонавтики. Наш округ вписал в историю космонавтики свою страницу. Ведь именно здесь, на Тушинском машиностроительном заводе, создавался уникальный орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» — наш ответ американской системе «Спейс Шаттл».
Житель Митина Александр Микаев, который руководил отделом по изготовлению теплозащиты корабля, вспомнил, как это было.
«Ты только работай»
Фотография легендарного ракетоплана и сейчас занимает почётное место в квартире Александра Семёновича Микаева в Уваровском переулке. С Тушинским машиностроительным заводом на улице Свободы связана вся его жизнь. Он пришёл сюда пятнадцатилетним подростком. А в 1980-х уже был начальником цеха, учился на 3-м курсе Московского авиационно-технологического института.
Но закончить высшее образование не получилось.
— Меня вызвал к себе главный конструктор «Бурана» Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский и говорит: «Сашка, ты мне нужен на производстве в Ленинске», – так тогда назывался Байконур. Я заметил, что в институте учусь, а он: «На фиг тебе образование, я тебе золотой диплом сделаю, ты только работай», – вспоминает Александр Микаев.
Сначала назывался «Вихрь»
12 апреля 1985 года Александр Микаев в качестве начальника производства улетел в Ленинск.
— Со мной напросилось 11 моих ребят, — вспоминает он. — Сначала надо было построить корпус, где должен был находиться «Буран», цеха для изготовления теплозащиты корабля, вычислительный центр. Я сутками напролёт был на работе. Корабль доставили в Ленинск в 1986 году. Только назывался он тогда не «Буран», а «Вихрь». Мне приказали изменить название, но старое никак не стиралось. Пришлось снять с корабля теплозащитные плитки, на которых были написаны буквы, и приклеить новые.
На телеге, барже, самолёте
Доставка космического челнока с завода на космодром была непростой задачей. На аэродром в Жуковском ракетоплан везли на барже, способной изменять осадку, чтобы была возможность пройти под мостами. А до Москвы-реки 50-тонный фюзеляж корабля доехал на специальной телеге; при этом некоторые улицы — например Лодочную — расширили, изменили маршруты трамваев и троллейбусов.
В Ленинск корабль прибыл на самолёте-носителе ВМ-Т «Атлант».
Сгорели шесть теплозащитных плиток
«Буран» запустили 15 ноября 1988 года. В автоматическом режиме он дважды обогнул Землю и, пробыв в полёте 205 минут, благополучно, несмотря на ураган, приземлился на аэродроме «Юбилейный».
– В этот день весь наш коллектив собрался у меня дома, мы забрались на крышу, но из-за низкой облачности увидели только всполохи пламени стартовавшей ракеты-носителя «Энергия», которая вывела на околоземную орбиту наш «Буран». А вскоре после его приземления раздался звонок, и мне сказали: «Микаев, мы тебя посадим. Сгорело шесть теплозащитных плиток».
Александр Микаев поспешил к «Бурану».
— Оказалось, что прогорели плитки на стыке крыла и фюзеляжа, — рассказывает Александр Семёнович и, волнуясь, рисует схематически «Буран», показывая, где размещалась теплозащита. — Моей вины тут не было. Эти плитки делали вручную и не мои ребята. Толщина их была 15 миллиметров, а не 30, как я настаивал. Они должны были выдерживать температуру от минус 130 до плюс 1600 градусов. Ещё когда к нам в начале 1980-х на завод после полётов привозили БОРы — своего рода уменьшенные копии «Бурана», я видел, какие места сильнее всего сжигает плазменный поток.
Одни «Жигули» на коллектив
За запуск «Бурана» коллектив машиностроительного завода не получил никакой награды.
— На 324 человека нам дали одни «Жигули», причём 320 человек проголосовали за то, чтобы машину отдать мне. Но если бы я знал, что за неё ещё и деньги платить надо, я бы не взял. Пришлось по родственникам собирать, — говорит мастер.
В 1990 году программу «Энергия-Буран» заморозили, а потом и вовсе закрыли. Когда в 1998 году Александру Микаеву довелось вновь приехать на Байконур, «Буран» стоял весь разбитый под полуобвалившейся крышей. СССР этот проект, опередивший своё время, обошёлся в 16,4 млрд советских рублей. Многое из того, что было сделано на «Буране», до сих пор никто в мире повторить не смог.