60 лет назад на карте Москвы появилась улица Фабрициуса. До 1964 года она носила название Пионерской. Переименование было связано с вхождением в состав столицы подмосковного города Тушино. Чтобы избежать дублирования — Пионерская улица в Москве уже была, — её назвали в честь революционера, военачальника Красной армии Яна Фабрициуса (1877-1929).
Убеждений не менял
Ян Фабрициус — фигура неоднозначная. Выходец из Курляндской губернии (сейчас Латвия), он в 25 лет вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), принял революцию и до конца жизни выбранную позицию не менял. Фабрициус был человек своей эпохи и, по свидетельству современников, во время Гражданской войны отличался жёсткостью и даже жестокостью — не зря ему в годы революционной юности дали прозвище Железный Мартын. Впрочем, в те страшные годы жестокости хватало с обеих сторон.
Но в чём ему нельзя было отказать, так это в безудержной смелости и отваге. Революционные взгляды совершенно не помешали ему геройски сражаться в Русской армии против Германии во время Первой мировой.
«Он охотно вызывался на самые опасные и сложные операции: вместе с боевыми друзьями ходит в тыл к немцам за «языком» и секретными документами, снимает вражеские караулы, приносит из траншей неприятеля пулемёты», — рассказывал о нём в своей книге военный писатель Николай Кондратьев.
Удостоился офицерского Георгиевского креста
Сохранились данные из личного дела Яна Фабрициуса, хранившегося в Центральном архиве Красной армии: «В германскую войну был 4 раза ранен. Имел все ордена до Владимира включительно, Георгиевский офицерский крест. Произведён на фронте в чин штабс-капитана». А офицеров удостаивали Георгиевского креста — солдатской награды — за исключительные личные подвиги.
Геройской стала и смерть 52-летнего помощника командующего Кавказской Краснознамённой армией в мирном 1929 году. Фабрициуса, лечившегося в санатории в Сочи, срочно вызвали на военные учения. Самолёт, на котором он вылетел в Тифлис, потерпел катастрофу почти сразу после взлёта и упал в море недалеко от сочинского пляжа.
Пилота и бортмеханика от удара выбросило из самолёта, и они выжили. Двое пассажиров — инженер Андреев и французский инженер — потеряли сознание и погибли.
Фабрициус мог спастись из быстро заполнявшегося водой салона, но он сначала помог выбраться жене и пятилетнему сыну погибшего инженера Андреева. А сам покинуть салон не успел.
Трагическая перегрузка
О трагических обстоятельствах катастрофы стало известно от спасённой им женщины. Как писал Николай Кондратьев, когда самолёт упал в воду, Фабрициус помог ей развязать ремни безопасности, крикнул: «Первой выходит женщина с ребёнком!» и быстро вытолкнул их в окно кабины. И тут взорвался бак самолёта.
Как позже выяснилось, катастрофа была связана с перегрузкой самолёта. Это была модель К-4 — советский пассажирский аэроплан конструктора Константина Калинина. По характеристикам он превзошёл импортные немецкие самолеты, однако мог перевозить только четырёх пассажиров.
Начало прибалтийской темы
Неизвестно, как сложилась бы судьба старого большевика и красного командира Яна Фабрициуса, доживи он до конца 1930-х, печально известных массовыми репрессиями среди военачальников. Сегодня же его имя напоминает о трагическом времени революций и войн, потрясших Россию в начале XX века, и о непреходящих человеческих ценностях: смелости, мужестве и самоотверженности.
Сложно сказать, почему при выборе нового имени улицы выбор пал на Фабрициуса. Может быть, вспомнили в 1964 году о 35-летней годовщине со дня его смерти. Или, как это было принято, использовали географический принцип: выбрали для улицы на северо-западе Москвы название, связанное с западной окраиной СССР — Прибалтикой. К слову, улица, названная в его честь, положила начало прибалтийской теме в топонимике северо-западной части Москвы. Вскоре здесь появились бульвар Яна Райниса, улица Вилиса Лациса, проезды Кристионаса Донелайтиса и Саломеи Нерис…