Москве проходит одно из главных культурных событий зимы — 5-й Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста СССР, Героя Труда РФ, альтиста и дирижёра Юрия Башмета.
В этот год, как и в предыдущие, свой день рождения, 24 января, маэстро отметит большим концертом на сцене Концертного зала им. П.И.Чайковского. О своих планах он рассказал журналистам.
Сцена – это жизнь
— Юрий Абрамович, каждый свой день рождения вы отмечаете концертом. Любите этот праздник?
— Сцена для меня – неотъемлемая часть жизни. А жизнь я люблю! Для меня выйти с концертом в день рождения — живой и всегда радостный процесс.
— Вы — самый титулованный музыкант нашей страны. Что для вас значат эти звания и какие они налагают обязанности?
— Я выхожу на сцену не ради наград, хотя получать их всегда радостно. А обязанности? Они были всегда. Я — тот, кто не меняет цвет. Моя позиция созвучна с позицией государства. Мы постоянно играем для раненых бойцов, беженцев. Помню, когда стали появляться первые переселенцы, мы играли для них в Клину, на фестивале П.И.Чайковского. Невероятный тогда был отклик. Ты стоишь на сцене и просто ощущаешь, как бьются сердца. Музыка – мощная поддержка для любого человека.
До нас доехали самые лучшие
— На фестиваль приехало и много именитых иностранных гостей…
— Доехали, к сожалению, далеко не все. Многих на родине предупредили: по возращении ждите неприятностей. В прошлый раз некоторых наших гостей потом дома уволили, контракты не продлили. Так что каждый, кто до нас доехал, – самый смелый и лучший! Вообще, получилась очень богатая и разнообразная палитра: и кубинский джаз, и вечер фламенко в исполнении известного испанского певца Дукенде. Приехали к нам и выдающийся солист европейской оперной сцены Маркус Верба, и ведущий пианистконцерт мейстер театра «Ла Скала» Джеймс Вон.
— В программе остались и традиционные спектакли, например «Живые и мёртвые» по роману Константина Симонова. Чем для вас важна тема Великой Отечественной?
— Вы знаете, сегодня этот спектакль зазвучал поособенному. Мы его сыграли с гастролями уже раз 15- 20, и везде – с невероятным успехом и аншлагами. Из последних: Новосибирск, Барнаул, Кемерово – всегда эмоциональная реакция, мы видим, что тема в сердцах людей очень отзывается. Лично мне всегда было важно понять, как человек проявляет себя в моменты тяжелейших испытаний. Когда всё вокруг становится предельно чёрно-белое: жизнь и смерть, правда и ложь.
Санкции за перенос гастролей не налагаю
— Какие у вас гастрольные планы на этот год?
— Понятно, что география гастролей поменялась. Многие зарубежные гастроли перенеслись. Но отмен нет. Япония, Австрия, Италия, Германия — они сами просят подождать. Я ничего не отменяю, вхожу в положение, свои санкции на них не налагаю. Так что сегодня в планах — Китай, Ближний Восток. Публика-то не виновата. Как-то на концерте в Зальцбурге, где я дирижировал местным оркестром, после исполнения симфонии Шуберта вдруг перед сценой возник человек с плакатом и начал чт-то выкрикивать. Вижу — и публике, и оркестру неудобно, шикают на него. Ну я поклонился, вышел за кулисы. А зрители меня вызывают вновь. Тогда я взял партитуру Шуберта и также, как плакат, поднял над головой. Зал просто взорвался аплодисментами. Потому что музыка превыше всего!
— Вы сказали, что по России у вас такая обширная программа концертов, что вы до сих пор с интересом узнаёте новые города.
— Да, есть ещё такие, о которых и я ничего не слышал, и те, которые ещё не видели Башмета. Например, город Сатка в Челябинской области. Оказалось, что это маленькая урбанистская столица нашей необъятной Родины. Публика в таких городах изумительная. Приходят семьями: с друзьями, с детьми. Истории бывают смешные. В одном маленьком городке меня предупредили, что на концерт придёт очень уважаемая пара, которая отмечает сегодня юбилей: то ли 60, то ли 70 лет совместной жизни. Показали: вот там будут сидеть, на втором ряду. По окончании концерта, когда мне преподнесли очередной букет, я его подбросил юбилярам. И бабушка вдруг так неожиданно за ним подпрыгнула, «по-яшински» прям, по диагонали. Чтобы не дай бог дед первым не схватил. Не каждая молодая повторит! А как у нас слушают, как аплодируют! Да, пусть и между частями произведения, это не раздражает. Это значит, что у меня появился новый, пока неопытный, слушатель.