Одна из самых известных актрис советского и российского кино, народная артистка РФ Вера Алентова отметила 82-летие. Несмотря на возраст, Вера Валентиновна выступает на сцене Театра им. Пушкина, преподает актёрское мастерство во ВГИКе. А на днях на ВДНХ прошла презентация автобиографической книги «Всё не случайно».
Получился вал рукописей
— Вера Валентиновна, что заставило вас взяться за перо?
— Всё очень просто. Ко мне и мужу, Владимиру Меньшову, обратились из редакции с предложением напечатать наши воспоминания. Его — отдельно, мои — отдельно. Мы пообещали: хорошо, попробуем. Володя как-то сразу начал работать с редактором: он наговаривал, тот записывал…. А я села писать свои воспоминания в свободной форме. В итоге получился огромный вал рукописей, а работа заняла больше двух лет. Всё получилось, как получилось. Володя только вот дописать не успел. Но это уже четвёртое переиздание. Значит, интерес людей к книге не утихает. С Алексеем Баталовым были просто коллегами
— Первая ассоциация с вашим именем — Екатерина Тихомирова в фильме «Москва слезам не верит». А вы лично слезам тоже не верите?
— Нет, знаете, как раз верю! Потому что я родилась на Севере, в Архангельской области, а мы там, ну как сказать, все доверчивые. И когда человек начинает рассказывать мне про свои горести, несчастья, я стараюсь, чем могу, помочь.
— А с Алексеем Баталовым, который блестяще сыграл вашего жениха, слесаря Гошу, вы после съёмок поддерживали отношения?
— Это великое заблуждение, что когда артисты играют пару в кино, они и в жизни поддерживают каким-то образом отношения. Мы были коллегами, только и всего.
Стать актрисой мне было назначено
— Скажите, а всё, о чём мечталось, сбылось?
— Я фаталист и верю: что суждено, то и сбудется. В детстве мечтала стать врачом. Дед, родом из Великого Устюга, был заслуженным врачом, причём земским. После школы я подала документы в медицинский институт в Барнауле и очень неплохо сдавала экзамены. Но однажды по дороге увидела объявление о наборе актёров в местный драмтеатр и, бросив всё, пошла туда на прослушивание. Сразу была принята актрисой вспомогательного состава. Помню, как, довольная собой, я гордо сообщила родителям: вот вы служите в ТЮЗе, а я теперь — в драматическом. Отчим обрадовался, а вот мама на нас накричала: никаких театров! Это непрофессионально. Хочешь быть актрисой? Собирай вещи — и в Москву. Там много театральных вузов, пробуй! Талантливых возьмут, а если бездарный — то и в театре нечего делать. И я пошла работать. Устроилась на Барнаульский меланжевый комбинат чернорабочей. Ну, а потом отправилась в Москву, где поступила на актёрский факультет Школы-студии имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТе. Теперь, спустя годы, я понимаю, что стать актрисой мне было назначено.
Увидев себя на экране, пришла в ужас
— А свою первую роль в кино вы помните?
— Она была небольшой. На Киностудии имени Довженко снимали фильм о лётчиках-истребителях «Дни лётные», я играла Лидию Фёдоровну. Тогда нам, студентам, учиться и параллельно сниматься в кино запрещали, можно было вылететь из института. Я считала, что это несправедливо. Но когда увидела себя впервые на экране, пришла в ужас. Во время съёмок мне казалось, что я свободна в движениях, а на деле — ходила так, словно штырь к спине привязали.
— Сейчас вам поступают предложения сняться в кино?
— Возраст во многом ограничивает предложения. Жизнь принадлежит молодым. Именно с ними случаются разные казусы: они влюбляются, горят страстями… А играть тётушек на пенсии мне неинтересно. К великой радости, я задействована в текущем репертуаре театра, в котором служу всю жизнь. И у меня там замечательные и разноплановые роли: госпожа Аргант в спектакле «Ложные признания», Генриетта Карловна в «Семейке Краузе», Джудит Блисс в «Апельсины & лимоны», «Мадам Рубинштейн».
Бедность — прекрасный воспитатель
— Вы не раз говорили, что детей нужно воспитывать в строгости. Студентов тоже в строгости держите?
— У меня было трудное детство. Как оказалось. Но я об этом не знала. Дитя вой ны. Меня никогда не баловали, мы жили очень трудно, бедно. Страна жила тяжело. И знаете, что я вам скажу? Бедность — прекрасный воспитатель. Я до сих пор помню, как мне подарили, например, шоколадку, а в школьные годы — линейку. Не деревянную, а пластмассовую, беленькую, с лисятами. А что вспомнит современный ребёнок, которого просто задаривают? Я уверена, что строгость — нормальная, без криков и подзатыльников — нужна. Чтобы ребёнок понимал: не всё нужно покупать, что видишь. Что деньги зарабатываются трудом. А своим студентам я всё время повторяю, что своё счастье нужно выстрадать. Актёр должен многое знать, многое уметь и постоянно чему-то учиться.
— А можете дать совет, как сохранить семью и жить в согласии?
— В основе нашей с Володей семьи всегда была любовь. Она если есть, то и семья есть. А вот если при её создании существуют другие предпосылки — знаю, что многие молодые девочки сегодня всё чаще смотрят на карман будущего жениха, — тут вряд ли что-то крепкое получится. Мы-то были молодыми и нищими студентами, когда поженились. Так что только любовь может сохранить брак.