В 1950-60-х годах на окраине Тушина, у деревни Алёшкино, располагалась лётно-испытательная часть НИИ гражданского воздушного флота (сейчас НИИ гражданской авиации). Обучал пилотов на аэродроме Захарково заместитель начальника НИИ Александр Голованов, легендарный военачальник, Главный маршал авиации, один из любимых полководцев Сталина.
Даже у самураев сдавали нервы
Великую Отечественную Александр Голованов встретил опытным лётчиком: он был признан одним из лучших пилотов «Аэрофлота». Имел и боевой опыт: в 1939-м прошёл финскую и ХалхинГол — совершал боевые вылеты и вывозил в госпитали тяжелораненых на транспортном самолёте «Дуглас».
«В воздушных боях нет равных нашим лётчикам по тактике и смелости, — писал Голованов в воспоминаниях. — Японские лётчики не выдерживали лобовых атак. В самый критический момент стремительного сближения нервы сдавали, они уклонялись от боя и погибали. А ведь это была элита японских лётчиков-самураев».
А его жена Тамара, всю финскую проработавшая в госпитале, очень гордилась, когда раненые, узнав её фамилию, спрашивали: «А не жена ли вы того лётчика Голованова, что вывез меня на «Дугласе»?»
«Лопаты у вас есть?»
Однажды в самые тяжёлые дни для Москвы в середине октября 1941 года Сталину позвонили из штаба Западного фронта в Перхушкове на западе от столицы. Громкость аппарата была усиленная, Голованов и другие военачальники услышали, как Сталину сказали, что линия фронта слишком близко, и «нужно штаб фронта вывести на восток за Москву, а КП организовать на восточной окраине Москвы».
После долгой паузы Сталин спросил у собеседника: есть ли там у них лопаты? И получив утвердительный ответ, произнёс: «Передайте товарищам, пусть берут лопаты и копают себе могилы. Штаб фронта останется в Перхушкове, а я останусь в Москве. До свидания».
Рейды по глубоким немецким тылам
В личном архиве Голованова хранился необычный документ — подробное досье, составленное на него в 1943 году германской разведкой. Впоследствии военачальник опубликовал его в своих мемуарах.
Фашистское правительство признавало необычайную эффективность авиации дальнего действия, созданной в 1942 году при непосредственном участии Александра Голованова. Советские дальние бомбардировщики уничтожали мосты и военные склады фашистов на оккупированной территории. А лично Голованов в 1942 году совершал дальние полёты и бомбил Берлин.
«Гитлер на весь мир объявил о полном уничтожении советской авиации и о скором вступлении немецких войск в Москву. Бомбёжка глубоких немецких тылов, таких как Берлин, Кёнигсберг, Данциг, отрезвляюще действовала на немецкое население, которое на себе начинало ощущать результаты боевых действий «уничтоженной» советской авиации», — объяснял эту тактику Главный маршал авиации.
«У вас много лишней земли»
Александр Голованов вспоминал, как нагло вели себя фашистские пилоты, попадавшие в плен в первые годы Великой Отечественной: «Вам, русским, война не нужна, у вас много лишней земли и богатств, а мы должны воевать, чтобы отнять у вас землю, иначе Германия дальше существовать не может».
А один раз в сбитом германском бомбардировщике обнаружили пилота — белокурую голубоглазую девушку.
«Когда её спросили, как это она, женщина, могла решиться бомбить мирные города, уничтожать беззащитных женщин и детей, она ответила: «Германия нуждается в пространстве, но ей не нужны люди на этих землях», — писал Голованов.
Упрямый мост всё-таки уцелел
Главными стратегическими целями дальней авиации были мосты, по которым противник подвозил боеприпасы. Один из них — железнодорожный через Волгу у Калинина — Голованов запомнил надолго. В октябре 1941-го лётчикам удалось уничтожить практически все понтонные и шоссейные мосты на подступах к Москве, кроме этого. Бомбы пробивали его насквозь, но движение фашистов по мосту не прекращалось. Дело дошло до Сталина, который лично распорядился уничтожить мост.
«Но, несмотря на все наши старания, мост так никому и не удалось разрушить. После нашего контрнаступления, когда этот мост нам стал позарез нужен, об этом эпизоде вспоминали уже шутя. Но в октябре и ноябре было не до шуток», — вспоминал Голованов.
Руководил лётными испытаниями
После отставки Голованов весь свой опыт дальних полётов передавал пилотам гражданской авиации. По воспоминаниям ветерана ГосНИИ гражданской авиа ции Вадима Олейника, в Захаркове базировались в основном Ли-2, Ил-14, Ан-2, самолёты производства ЧССР «СуперАэро», «Морава» и вертолёты Ми-4, Ка-15. Голованов руководил всеми лётными испытаниями. Большинство пилотов, обучавшихся в Захаркове у Главного маршала авиации, впоследствии стали заслуженными лётчиками-испытателями СССР.