Москва. Северо-Западный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 03 Июн 2024 в 13:30 | Текст: Роман Флейшер

В Строгине начали тестировать первый в России беспилотный трамвай

В Строгине начали тестировать первый в России беспилотный трамвай
Фото: Андрей Дмытрив

Он курсирует по маршруту №10 между улицей Кулакова и станцией метро «Щукинская» пока без пассажиров

В СЗАО начались испытания первого в стране беспилотного трамвая. Он курсирует по маршруту №10 между улицей Кулакова и станцией метро «Щукинская». Пока, правда, без пассажиров. За испытаниями наблюдал корреспондент «СЗ».

Водитель подстраховывает

Беспилотный трамвай отправляется на тестирование из депо на улице Твардовского. По территории трамвайного парка он идёт без участия водителя. Правда, водитель в трамвае всё же есть. Он, как инструктор в учебном автомобиле, подстраховывает систему, которая пока только учится водить трамвай без участия человека.

Сегодня на испытаниях — водитель Виталий Паненко. Трамваи в Москве он водит четыре года. Об этой профессии мечтал с детства.

— Моя тётя была водителем трамвая в Хабаровске. Когда был маленьким, она частенько брала меня с собой в депо. Сразу после вуза получил права на трамвай, — рассказывает Виталий. — Поработал на всех московских маршрутах.

Когда трамвай выезжает из депо, система собирает данные о маршруте: фиксирует дома, перекрёстки, светофоры, дорожные знаки и даже парковочные места. Всё это нужно, чтобы в перспективе трамвай мог ехать полностью самостоятельно.

Путь прощупывают лазером

Систему беспилотного управления трамваем созда ли в Центре перспективных разработок московского транспорта.

По мониторам, установленным в салоне трамвая, за маршрутом следит инженер центра Роман Хихин. Правда, ни улиц, ни домов, ни светофоров на экране не видно. Мелькают лишь краснозелёные линии — именно так и формируется цифровой аналог маршрута, который необходим для поездок беспилотника.

По словам Хихина, данные на пути следования собирают так называемые лидары на передней части вагона. Это лазерные дальномеры. С их помощью вычисляется расстояние до ближайших объектов, а также их форма. Затем данные обрабатываются. В итоге получается что-то вроде карты.

— Вот уже готовый участок внутри и вокруг депо. Отчётливо видны пути, здания, даже деревья, — говорит Роман.

Мгновенно зафиксирует препятствие

Во врем я движения фиксируются и разные дорожные ситуации. На 10-м маршруте их возникает много, потому его и выбрали для испытаний. Ведь по пути трамвай проезжает перекрёстки с круговым движением и с большим количеством светофоров.

— На пересечении Строгинского бульвара и Таллинской улицы на автомобиле можно развернуться по стрелке на светофоре. Некоторые водители её не замечают и фактически едут на красный. Система эту дорожную ситуацию сразу же отследила. И если перед трамваем выскочит машина, он сразу остановится, — рассказывает Хихин.

Однако система будет опираться не только на заложенные ранее дорожные ситуации. Она способна мгновенно зафиксировать, что впереди препятствие: к примеру, на пути неожиданно выбежал человек. И трамвай тут же остановится.

Скоро и на других маршрутах

Планируется, что до конца следующего года трамвай приступит к перевозке пассажиров на маршруте №10 уже без водителя за пультом. Плюсов в этом немало: например, беспилотник не устаёт, как человек.

— Кроме того, системе беспилотного управления будет проще вести трамвай в сильный дождь или снегопад, — уверен Виталий Паненко.

Как сообщили в столичном Департаменте транспорта, к 2027 году системой планируется оборудовать больше 80% московских трамваев.

Опрос
Более ста человек в Москве заболели ботулизмом, отведав салаты, привезенные на дом. А вы пользуетесь сервисами доставки готовой еды?
Загрузка ... Загрузка ...
Яндекс.Метрика