Преображенский храм в Тушине рядом с платформой Трикотажная построили в 1880-х годах. Однако его история восходит к XIV веку, когда в этих местах располагались Спасо-Преображенский монастырь и село Спасское.
Остались только щебень и мусор
Роковым для монастыря стало страшное начало XVII века.
«Древняя обитель существовала ещё до 1390 года и подверглась разорению в смутные времена «тушинского вора», — писал в XIX веке историк, заведующий архивом Министерства императорского двора, Григорий Есипов.
Стан Лжедмитрия II в 1608-1609 годах располагался вплотную к Спасо-Преображенскому монастырю — на холме, где река Сходня образует петлю. За это время разномастное и отчаянное войско самозванца успело разграбить и разрушить монастырь так, что уцелел только храм Святого мученика Андрея Стратилата.
А вторая церковь, несколько монашеских келий и все хозяйственные постройки были уничтожены. Уцелевший храм стал приходским, его заново освятили в честь Преображения. А монастырь пришлось упразднить. Совсем печальная картина предстала перед историком Григорием Есиповым в 1860-х годах.
«В настоящее время от всего монастыря виден только кое-где щебень и мусор, местами под землёю встречается кирпичный фундамент», — записал он в исторической хронике «Тушинский вор».
Подарок на помин души
До Смуты монастырь существовал как на пожертвования, так и за счёт крестьян села Спасского: в XVI веке последняя владелица села княгиня Телятевская перед монашеским постригом завещала обители родовую землю на помин душ своих родных.
К слову, до 1764 года, когда Екатерина II подписала манифест об изъятии в казну всех церковных владений, монастыри в России были одними из самых крупных землевладельцев. Состоятельные люди жертвовали свои земли монастырям на помин души — своей или родственников.
На этих землях отстраивались подворья, а крестьяне подаренных сёл начинали отрабатывать барщину и оброк уже в пользу нового владельца. Массовый уход земель в собственность монастырей и храмов и привёл к секуляризационной реформе 1764 года, когда государство изъяло церковные владения в казну, начав взамен выплачивать денежные средства.
Крестьяне села Спасского не платили податей
Подчинялся Спасо-Преображенский монастырь со всем имуществом Троице-Сергиевой лавре, которая жила по особым законам. Например, обычно монастырские крестьяне подлежали суду своего игумена, за исключением уголовных дел — «смертоубийства, татьбы и разбоя», которые разбирались городскими судами.
«Но Царём Иоанном Васильевичем в 1541 г. дано крестьянам Троицких сёл право: лихих людей, татей и разбойников обыскивати и управу и казнь им чинити самим», — писал в 1841 году профессор Московской духовной академии Александр Горский.
Кроме того, крестьяне Троице-Сергиевой лавры освобождались «от всяких податей, работ, сборов и повинностей земской службы». Так что даже после упразднения Спасо-Преображенского монастыря крестьяне села Спасского продолжали пользоваться привилегиями. К концу XIX века высокий берег реки Сходни так осыпался, что Преображенский храм оказался на самом краю обрыва.
Древние стены пошли трещинами, и церковь закрыли и разобрали. А в 1886 году на другом конце села Спасского построили новый Преображенский храм, дошедший до наших дней, хотя и с огромными потерями.