Михаил Коржев (1897-1986) — один из основоположников советской ландшафтной архитектуры. По его проектам создавались и реконструировались десятки знаковых парков и скверов — ЦПКиО им. Горького, Измайловский парк культуры и отдыха, Лефортовский парк, Александровский сад, Кусково, Кузьминки. Вот только грандиозный проект с фонтанами, парками, водопадами, который он разработал для долины реки Химки в Покровском-Стрешневе, так и не удалось реализовать.
По коржевским дорожкам
Коржевы — династия выдающихся, талантливых людей: художников, архитекторов, учёных. Михаил Петрович вырос в семье, где почти каждый вечер звучала музыка. Его отец, служивший в железнодорожном ведомстве, вполне профессионально рисовал и страстно любил музыку — сам играл на пианино, а детей обучил игре на альте и виолончели.
Коржев учился в Школе живописи, ваяния и зодчества. Но реализовал свои таланты как ландшафтный архитектор. Всё началось с участия в 1920-х годах в создании Центрального парка культуры и отдыха — первого советского парка нового типа. А сейчас в Москве практически нет парка, к которому Михаил Коржев не приложил бы свою руку и талант. Можно сказать, что несколько поколений москвичей гуляют по коржевским аллеям и дорожкам.
Но так сложилось, что имена ландшафтных архитекторов не увековечивают даже на скромных табличках. Архитектору пришлось не только создавать, но и защищать свои творения. В 1941 году Михаил Коржев работал в созданной службе маскировки при Моссовете. Чтобы обмануть немецкие бомбардировщики, в Москве возводили ложные здания, макеты деревьев. А крыши важных объектов и дороги вокруг них раскрашивали так, что они казались сверху жилыми кварталами.
Парадный въезд в красную столицу мира
В 1934 году архитектор много времени проводит в Покровском-Стрешневе. Совсем недавно завершилось строительство грандиозного канала Москва — Волга. Михаил Коржев готовит такой неслыханный по масштабу проект гидропарка в долине реки Химки.
Прибрежный лес и сам берег — обрывистый, уступами — ещё в запустении. Но архитектор уже представляет водопады, фонтаны, партерные газоны. И аллеи в сосновом бору, по которому прогуливаются москвичи. А ближе к берегу, где почти нет растительности, — парк аттракционов.
Всё это Коржев подробно опишет в статье для журнала «Строительство Москвы» в декабре 1934 года:
«Сам парк и его архитектура рисуются нам как парадный въезд в красную столицу мира, столицу первого социалистического государства. Он будет создавать первое впечатление о Москве как о городе, о его архитектуре».
Не построили гидропарк по банальной причине — в середине 1930-х не хватило средств. Но работа Коржева была настолько оригинальна и безупречно проработана, что, даже оставшись нереализованным, проект вошёл в историю советского садовопаркового искусства.
Во многих проектах участвовал анонимно
При жизни Коржева его называли Дон Кихот ландшафтный. Одна из причин — бескорыстное служение делу украшения и озеленения городов. Во многих проектах он участвовал анонимно, помогая коллегам исследованиями русского и европейского паркового искусства, которое он глубоко знал.
А уже будучи на пенсии, Коржев создал несколько садов, которые видел практически каждый москвич: при Музее изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке и у литературного Музея Пушкина на «Кропоткинской». Над этими проектами Михаил Петрович работал бесплатно. Из любви к своему делу.
«Обаятельный человек, эрудированный, интересный и интересующийся, великолепно владевший юмором», «гармоничная личность, даже в зрелые годы вовлечённый в научный поиск» — таким запомнился Михаил Коржев профессору Элеоноре Головко. А сын архитектора, знаменитый художник Гелий Коржев, воплотил образ отца, создавая портрет Дон Кихота.