За судьбой экипажа дирижабля «Италия», который в мае 1928 года достиг Северного полюса, но из-за обледенения потерял высоту и ударился о землю, следил весь мир.
Девять человек больше месяца выживали на льдине, пока их не спас советский ледокол «Красин». Спустя 30 лет об этих событиях снимут советско-британско-итальянский фильм «Красная палатка».
Но мало кто знает, что прототип его главного героя — командир итальянской экспедиции Умберто Нобиле — в середине 1930-х годов преподавал в Институте дирижаблестроения, который находился в Авиагородке, в районе нынешней улицы Циолковского.
Об этом «СЗ» помог вспомнить историк дирижаблестроения Алексей Белокрыс.
Приглашение в СССР
Как известный дирижаблестроитель и исследователь Умберто Нобиле оказался в Советском Союзе — история, достойная отдельного фильма.
— После первого путешествия на Северный полюс в 1926 году на построенном им дирижабле «Норвегия» Италия встречала Нобиле как героя, а Муссолини присвоил звание генерала, — говорит Алексей Белокрыс. — После полёта на дирижабле «Италия», окончившегося катастрофой, на Нобиле обрушились упрёки. Кроме того, фашистской партии не понравилось, что участников итальянской экспедиции снимал со льдины советский ледокол.
Нобиле был вынужден подать в отставку. Пришлось уйти и с завода воздухоплавательных конструкций в Риме, директором которого он был в течение 20 лет. И тут в дверь его квартиры позвонили… Так он получил приглашение поехать в Советский Союз, чтобы организовать там работу по проектированию и сооружению дирижаблей.
Перспективнее самолёта
— Сегодня в это трудно поверить, но 100 лет назад дирижабль казался куда более перспективным, чем самолёт. Да, летит медленно, зато в десятки раз грузоподъёмнее, — говорит Алексей Белокрыс. Контракт с «Дирижаблестроем» Нобиле подписал в сентябре 1931 года.
Тогда же он впервые побывал на станции Долгопрудная Савёловской железной дороги, где было выделено место для строительства мастерских и эллингов (ангаров для дирижаблей). А когда ознакомился с производственными планами, был ошеломлён: за пятилетку нужно было построить 425 дирижаблей!
— Но это нереально! Нет ни помещений, ни материалов, ни специалистов. И вообще: считал ли кто-нибудь, какая огромная сумма на это потребуется?
Без отопления и чертёжных досок
К маю 1932 года план скорректировали. За пять лет надо было построить 58 дирижаблей. Вместе с Нобиле в Москву приехали его конструкторская группа и несколько рабочих.
— Это было чудо и подвиг, — рассказывает Белокрыс. — У них ничего не было: ни рейсшин, ни чертёжных досок. Станки старые, маломощные, в мастерской ноль градусов: деревянный ангар не отапливался. Тем не менее, дирижабли построили. Самый большой — 104 метра в длину — назвали «Осоавиахим». Первый полёт приурочили к 17-й годовщине революции. У руля высоты стоял сам Нобиле.
Кадры решают всё!
Для сооружения дирижаблей и для полётов были нужны новые специалисты. Чтобы их подготовить, в Авиагородке, в районе нынешней улицы Циолковского, в начале 1930-х был создан ДУК — Дирижаблестроительный учебный комбинат. В него входили Дирижаблестроительный институт и Воздухоплавательная школа.
Нобиле читал здесь лекции по пилотированию и эксплуатации дирижаблей и по сооружению и использованию эллингов. Отдельный курс был посвящён организации регулярного пассажирского и грузового движения на дирижаблях — первый такой воздушный маршрут планировалось пустить до Свердловска (сейчас Екатеринбург).
Фокстерьер с золотыми зубами
На лекции Нобиле ездил на собственном «Фиате» и, как правило, не один. Его сопровождала фокстерьер Титина, которую генерал когда-то подобрал на улице и теперь с ней не расставался, считая своим талисманом.
На лекциях и на совещаниях Титина тихо лежала в углу. А на практических занятиях бежала рядом с хозяином и первой запрыгивала в гондолу. Если Титина этого не делала, генерал мог отменить старт.
В перерывах между лекциями студенты играли с Титиной и просили показать зубки. Когда собака оскаливалась, было видно, что у неё золотые зубы: Титина была уже в возрасте, и генерал поставил ей золотые коронки.