У библиотекаря Валерии Менг из Северного Тушина необычное хобби. Режиссёр мультипликации по профессии, она коллекционирует старинные устройства, которые в XVII-XIX веках применялись для создания оптических иллюзий: волшебные фонари, праксинотропы, зоотропы, фена кисти скопы…
Некоторые из них она делает сама. А потом вместе с ребятами в кружке, который ведёт в библиотеке №228, создаёт движущиеся картинки по старинным технологиям.
Родом из Голландии
По словам Валерии, все устройства из её коллекции — предшественники аппаратов для создания мультфильмов.
Один из самых ценных раритетов — волшебный фонарь конца XIX века с несколькими десятками расписанных вручную стеклянных пластин.
— Волшебные фонари появились в XVII веке в Голландии. В корпус вставлялась свеча или лампада, а изображения, нанесённые на стеклянные пластины, проецировались через встроенную оптическую систему, — рассказывает она. — Сначала волшебные фонари использовали для развлечения аристократии, а проекции воспроизводили на клубах дыма. Позже фонари стали популярны и среди простонародья. А в конце XIX века их стали применять даже в университетах. С их помощью профессора могли спроецировать на экран, например, изображение скелета человека. Это было удобно, потому что вся аудитория могла видеть проекцию сразу и крупным планом.
В коллекции у Валерии на стеклянных пластинах для волшебного фонаря в основном бытовые зарисовки. Вот кошка крадётся за мышкой. А вот люди чуть не попадают под поезд, потому что игнорируют шлагбаум.
Фокус с птичкой
Одним из первых в коллекции девушки стал тауматроп — прибор, который был популярен в Англии Викторианской эпохи.
— В 1824 году английский математик Джон Гершел поспорил со своим другом, математиком Чарльзом Бэббиджем, что сможет показать ему одновременно две стороны одной монеты. Он вращал её на ребре, и обе её стороны действительно слились воедино, — рассказывает Валерия. — Это и стало принципом действия тауматропа.
Позже изображения стали наносить на картон или плотную бумагу. Самое известное изображение: на одной стороне птичка, а на другой — клетка. При вращении получалось, что птичка сидит в клетке. Ну а самое любимое устройство Валерии — изобретённый в конце XIX века во Франции праксиноскоп, который мог демонстрировать движущиеся рисунки. Количество кадров в нём не превышало 12. В центре цилиндра размещалась зеркальная призма, а число его боковых сторон соответствовало числу миниатюр.
— Это немного было похоже на современный диафильм, — говорит она.
Главное — понять принцип
Многие устройства Валерия научилась делать самостоятельно. По её словам, это несложно, часто достаточно понять принцип и иметь под рукой всего лишь картон.
— Чтобы понять, как они работают, я заходила на сайты музеев, в коллекции которых они были, и воспроизводила их. Например, чтобы сделать тауматроп, я на одной стороне картонки нарисовала собаку, а на другой — утку. При вращении получилась сцена охоты, — рассказывает она.
И всё-таки свою коллекцию она мечтает пополнить антикварными экспонатами. Больше всего ей хочется найти один из самых первых бумажных тауматропов.
Библиотека №228: Планерная ул., 7, корп. 1