Зеленоградский филиал автокомбината «Мосгортранса» в Покровском-Стрешневе — один из старейших автопарков Москвы. Открытый в 1980- х годах прошлого века, сегодня он обслуживает больше 70 городских маршрутов. Корреспондент «СЗ» побывал в автопарке на дне открытых дверей и посмотрел, как живёт предприятие в условиях экономических санкций.
Перед выездом — контроль
Водитель автобуса №т59к Олег Баранов собирается выезжать в рейс. Сначала — обязательный медосмотр: водителю измеряют давление, проверяют на наличие в организме алкоголя. Всё в норме.
— С алкоголем строго. Сразу увольняем, — говорит зам. начальника отдела эксплуатации автопарка Максим Ладошкин.
При приёме на работу в автопарке проверяют, не лишался ли водитель прав за управление в нетрезвом виде. Такую информацию предоставляет ГИБДД. Если раньше отнимали права, на работу не возьмут. Перевозка людей — дело ответственное.
Был пилотом — стал водителем
В филиале работают 800 водителей. Александр Нестеров ещё недавно был… пилотом пассажирских самолётов.
— Куда только не летал — и в Европу, и в Таиланд! Но в этом году рейсов стало меньше — заработки сократились. Пошёл водителем, — рассказывает он.
Дмитрий Повар раньше водил грузовик в частной компании. Теперь возит людей.
— Мой папа тоже водил автобус. С детства помню жёлтые «Икарусы»-гармошки. Сейчас такой же автобус вожу. Только не «Икарус», а ЛиАЗ, — говорит он.
Работают водителями автобусов и женщины. Ирина Николаева за рулём уже пять лет.
— Меня привлекает романтика дороги. Дочка хочет пойти по моим стопам и тоже стать водителем, — улыбается Ирина.
Сначала «езда» на тренажёре
Если вы часто ездите в автобусах, то знаете: водителей приглашают на работу постоянно. Такие объявления в общественном транспорте не редкость. Зарплата у водителя приличная: от 80 до 130 тыс. рублей в месяц, иногородним предоставляют жильё. Желающих ещё и научат всему — обучение проходит в корпоративном университете Транспортного комплекса Москвы. На время учёбы будут платить стипендию — 40 тыс. рублей.
Однако до выпуска, оказывается, доходят не все. Дисциплина жёсткая, за пропуски занятий отчислят. Да и программа сложная. Лично мой водительский стаж больше 15 лет, за это время — ни одной аварии. Но, едва сев за симулятор автобуса, на первом же километре я взмок от напряжения, а на повороте «сбил» все бордюры: автобус в разы длиннее, чем легковушка!
А лекция об экстренном торможении больше смахивала на урок алгебры: преподаватель писал на доске сложные формулы! К тому же про устройство двигателя и других узлов рассказывают очень детально. В автошколе было проще. Но после прохождения такой практики начинаешь чувствовать уверенность в себе.
Сделано в России
В общем, за профессионализм водителей можно не беспокоиться. Но как обстоят дела с техническим обслуживанием на фоне кризиса? Ведь в парке — 400 ЛиАЗов.
— С запчастями проблем нет, — говорит Максим Ладошкин. — Ведь наши автобусы собирают в России. Есть некоторые импортные узлы и агрегаты, но запасы для ремонта в парке есть.
С каждой новой поставкой техники производителем увеличивается число отечественных компонентов. Кстати, шины у московских автобусов всесезонные: таким нипочём ни сильная жара, ни лютый мороз.
— Шины для «Мосгортранса» производит завод в Ярославле. Так что дефицита резины после ухода из России иностранных шинных заводов у нас тоже нет, — объясняет Ладошкин.
Есть в парке и своя заправка. Топливо московское — с нефтеперерабатывающего завода в Капотне. Ну и, конечно, автомойка тоже своя. Мне она сразу напомнила мойку из фильма «Бриллиантовая рука». Но сейчас в отличие от тех лет салоны не только моют, но и дезинфицируют.