Москва. Северо-Западный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 05 Апр 2023 в 17:20 | Текст: Татьяна ЩЕРБАКОВА

С Тушинского аэродрома 90 лет назад отправлялись воздушные поезда

С Тушинского аэродрома 90 лет назад отправлялись воздушные поезда
@pastvu.com Автор фото:Иван Зорин Источник: архив Константина Рыжова

С 1933 года с Тушинского аэродрома регулярно совершались рейсы воздушных поездов. Такой поезд представлял собой самолёт, который тянул на тросе несколько сцепленных между собой безмоторных планеров. В этих буксировочных рейсах пилоты набирались опыта, чтобы потом использовать планерные поезда для перевозки людей, грузов и почты.

Впервые в СССР

«Несколько дней назад на Тушинском аэродроме впервые в СССР был проведён опыт подъёма одним самолётом одновременно трёх планеров. Воздушный поезд начал торжественно кружить над аэродромом» — так описывала событие «Вечерняя Москва» в мае 1934 года.

Планер, поднявшись в воздух с помощью самолёта, с которым он был соединён тросом, затем парил в воздухе. Через некоторое время планерист мог отцепить трос и начать снижаться, чтобы доставить в нужную точку груз или высадить людей (в планере могло было от 2 до 11 мест). Такая транспортировка обходилась намного дешевле, чем самолётом, особенно если это был воздушный поезд из нескольких планеров.

В 1930-х страна переживала настоящий бум планеризма. Дешёвые — из дерева и ткани — планеры умели собирать даже в провинциальных городках. А в Москве планеры регулярно поднимались в небо с Тушинского аэродрома.

Построили планерный завод

Собирали летательные аппараты на планерном заводе Осоавиахима, специально построенном неподалёку.

«С пуском завода вся наша маленькая группка перебралась в Тушино. Жить пришлось вначале в фанерных бараках, зато какие возможности для работы!» — вспоминал в своих мемуарах о 1930-х годах главный конструктор завода легендарный Олег Антонов.

Самым опытным пилотом и пропагандистом планеризма был военный лётчик Дмитрий Кошиц. Он подчёркивал, что нельзя отставать от фашистской Германии, где при подготовке лётных резервов молодёжь обязательно обучали высшему пилотажу на планере и участию в буксировочных рейсах.

«По мнению германских специалистов, подготовка из такого планериста в военное время лётчика явится буквально делом нескольких часов», — писал Дмитрий Кошиц в практическом руководстве для планеристов.

Воздушные поезда из Тушина направлялись в самые разные города, а чаще всего в Крым, в Коктебель – общепризнанное лучшее место для планеризма.

Переполошили колхозников под Полтавой

Полёты дальностью 5 тысяч км сопровождались рискованными, а иногда и забавными происшествиями. По воспоминаниям Дмитрия Кошица, во время аварийной ночной посадки на колхозное поле под Полтавой самолёт и планер сделали несколько кругов, выбирая пятачок для приземления. А колхозники, не заметив соединяющий их трос, решили, что наблюдают воздушный бой двух самолётов.

«Происходит жуткая трагедия! В воздухе низко над землёй два самолёта гоняются друг за другом», — взволнованно сообщили они в местный горсовет.

А на следующий день, когда самолёт и планер поднялись на высоту, где температура упала до минус 4 градусов, пассажир планера почувствовал, как по его ногам под брюками начали карабкаться… мыши, пробравшиеся в салон и решившие так спастись от холода.

Планеристы стали лётчиками-асами

Великая Отечественная война оправдала ожидания, возложенные на развитие планеризма среди молодёжи: почти все прославленные лётчики-асы начинали как планеристы на Тушинском аэродроме. Кроме того, лёгкие машины из фанеры и ткани использовали для доставки партизанам грузов, на них забрасывали десант в тыл врага.

А самую важную задачу транспортные планеры выполнили осенью 1942 года перед Сталинградской битвой. Из-за ранних морозов начала выходить из строя военная техника. Доставлять антифриз, хранившийся под Москвой, по железной дороге и военными самолётами не успевали. И тогда в путь отправились воздушные поезда из планеров.

 

Читайте также

Как село Острогино стало деревней Строгино

В Смутное время крестьяне не смогли построить новый храм на месте разрушенного

20 Дек 2024 в 10:34

В революционных боях участвовали рабочие завода «Проводник»

В 1917-м Москва покраснела от тушинских

06 Дек 2024 в 09:06

Порох для «катюш»

90 лет назад в Менделеевском институте создали кафедру технологии порохов

27 Ноя 2024 в 11:11

В Покровском-Стрешневе планировали создать грандиозный гидропарк

90 лет назад проект разработал знаменитый архитектор Михаил Коржев

20 Ноя 2024 в 08:20

Опрос
Что вы предпочитаете смотреть по телевизору на Новый год?
Загрузка ... Загрузка ...
Яндекс.Метрика