В 1650-х по 1680-е годы усадьбой Братцево владел боярин Богдан Хитрово, приближённый царя Алексея Михайловича. Он участвовал в военных походах, занимался государственными делами, основал города-крепости Симбирск и Карсун для защиты восточных границ Русского государства от набегов кочевых племён. Более 20 лет он ведал Оружейной палатой, заложив основы будущего музея-сокровищницы.
Блестящий царедворец Богдан Хитрово (1615- 1680) в разные годы занимал при царе Алексее Михайловиче самые влиятельные должности: боярин, окольничий, оружничий, дворецкий. Участвовал во взятии Смоленска, Минска, Гродно и других городов, был в составе посольств. Богдан Хитрово был блестяще образован, знал латынь и польский язык.
«Во время приёма послов всегда занимал первое место по левую сторону царя; лично докладывал царю и присутствовал в царской думе; сопровождая его на богомолье, ехал в одной с ним колымаге», — так писал о нём в конце XIX века историк -краевед Пётр Мартынов.
«Колымагой» в Средние века на Руси называли закрытый конный экипаж. Кузов жёстко крепился к осям колёс, поэтому, чтобы повернуть, нужна была большая площадка или приходилось вручную перемещать задние колёса. Кстати, одна из колымаг 1640-х годов, принадлежавшая боярину Никите Романову, двоюродному брату царя Михаила Феодоровича, после его смерти отошла в царскую казну во времена Богдана Хитрово. Её можно увидеть в Оружейной палате.
Поощрял таланты
Более 20 лет — с 1650-х и до конца жизни — Богдан Хитрово ведал Оружейной палатой. К тому времени это было внушительное хранилище драгоценных украшений, облачений, золота, икон, дорогого оружия и даже конных экипажей — тех самых колымаг. Производили всё это богатство мастера и живописцы в кремлёвских мастерских.
Просвещённый ценитель искусства, знаток западноевропейской культуры, Хитрово начал пополнять Оружейную палату приобретёнными произведениями искусства. А главное, объявил по всей Руси набор лучших иконописцев, золотых и серебряных дел мастеров. Им доверяли украшать храмы и монастыри, царские покои и государственные учреждения.
«Под руководством Хитрово Оружейная палата становится центром, диктовавшим художественные вкусы», — писал советский историк и краевед Александр Блохинцев.
Так в России образовалась первая художественная школа, которая со временем стала на равных соперничать с лучшими европейскими мастерами. Оружейная палата при Богдане Хитрово превратилась из обширного склада в своеобразную русскую Академию художеств. А в XVIII веке, уже при Петре Великом, официально стала хранилищем исторических и художественных ценностей.
Как он оказался на иконе
Наделённый властью и имея огромное жалованье, Богдан Хитрово щедро жертвовал монастырям, благодаря чему до наших дней дошло его портретное изображение, да ещё и на иконе. Среди многочисленных даров Перемышльскому Троице-Лютикову монастырю, расположенному рядом с одним из его родовых имений, были иконы, написанные по заказу Хитрово мастерами Оружейной палаты. На одной из них — иконе Живоначальной Троицы — в нижнем углу есть небольшой портрет человека. Так на иконах обычно изображают ктиторов (жертвователей). Эксперты выяснили, что это портрет Богдана Хитрово.
В 1672 году Богдан Матвеевич построил храм в своей усадьбе Братцево. Украшали его, по всей видимости, мастера ценинных дел (создатели изразцов) Оружейной палаты. Об этом свидетельствуют уникальные изразцы, изображающие херувимов, и нарядный керамический фриз под куполами. Такие изделия для московских храмов в то время создавали мастера под руководством знаменитого Степана Полубеса. Работали они в мастерских Оружейной палаты.