В 1860-х годах у реки Сходни в подмосковном Тушине начали строить суконные и текстильные фабрики. Принадлежали они купцам — братьям Ивану и Владимиру Сувировым.
Победители Всероссийской выставки
Новые кирпичные корпуса цехов выросли по обеим сторонам реки, появилось и длинное трёхэтажное общежитие для рабочих на месте нынешних улицы Василия Петушкова и Фабричного проезда. Дела шли превосходно. К началу XX века на предприятиях торгового дома «Сувиров и сыновья» работали уже около тысячи человек.
Как сообщал в 1912 году путеводитель по окрестностям Москвы, здесь вырабатывали «сукно простонародное и для надобностей военного министерства. Годовой оборот составлял 1,5 миллиона рублей».
Сувировы гордились своим сукном и триковой тканью — шерстяной материей с рельефным переплетением. А на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года получили за них награду. В каталоге выставки с перечнем победителей отмечалось не только высокое качество товара, но и обеспечение рабочими местами местных жителей.
Присоединил ювелирное дело
Новым этапом в жизни и карьере промышленника Владимира Сувирова стала женитьба на Марии Хлебниковой, дочери владельца знаменитой ювелирной фирмы Ивана Хлебникова.
В 1888 году вместе с её братьями фабрикант основал «Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И.П.Хлебников, сыновья и Ко». Сохранился устав товарищества (кстати, утверждал такие документы сам император, как видно из резолюции), где в числе учредителей назван «московский 1-й гильдии купец Владимир Никандрович Сувиров».
Фирма Ивана Хлебникова была старая, с традициями, увенчанная престижными европейскими наградами за ювелирные изделия в русском стиле. Именно ювелирам фирмы Хлебниковых доверили создать настенные иконостасы в Успенском соборе Московского Кремля во время реставрации в 1890-х годах. Они же изготовили напрестольный крест для Марфо-Мариинской обители, основанной Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. А в Оружейной палате хранятся несколько декоративных блюд, созданных для коронации Николая II.
Наравне с Фаберже
Специалисты ставят в один ряд фирмы Хлебниковых и Фаберже. Оба торговых дома входили в число придворных ювелиров, имея звание «поставщика Двора Его Императорского Величества и Их Высочеств». Добивались такого звания не менее 8-10 лет.
За это время компания должна была удерживать высокое качество своих товаров, успешно участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций. Не исключено, что средний класс дореволюционной России больше знал хлебниковских ювелиров.
Фаберже больше специализировался на уникальных изделиях — например, всем известных пасхальных яйцах по личным заказам императора. А фирма Хлебниковых делала ставку ещё и на качественный ширпотреб: массово выпускала рамки для фотографий, настольные часы, зеркала и другие предметы обихода, сувениры для обычных людей.
«Изящные ювелирные вещи от самых дешёвых цен и до высших. Столовые сервировки, чайные сервизы, предметы для подарков. Церковная утварь и образа, готовые и на заказ», — оповещал покупателей рекламный листок конца XIX века об ассортименте компании.
Остался Фабричный проезд
Суконное производство Сувировых в Тушине стало сворачиваться ещё до революции. После в заводских корпусах размещались разные производства. А дольше всех — с 1929-го до 2000-х — Тушинская чулочная фабрика. О ней напоминает сохранившееся название проезда — Фабричный, так же называлась прилегающая улица, сейчас носящая имя Василия Петушкова. Сохранившиеся и многократно перестроенные здания по обеим сторонам реки Сходни занимают различные организации.