В начале XVII века сёла Хорошёво, Щукино и Острогино (Строгино) находились в вотчинных землях великой инокини Марфы Ивановны, матери первого русского царя из династии Романовых Михаила Феодоровича.
Смородина для царского стола
Подробности повседневной жизни великой старицы собрала для «Русского биографического словаря» конца XIX века русская публицистка Варвара Корсакова. После воцарения в 1613 году её сына, 16-летнего Михаила Феодоровича, инокиня Марфа взяла на себя управление царским дворцом.
Так как все царские ценности разграбили и уничтожили сидевшие в Кремле поляки, в Вознесенском монастыре Кремля (не сохранился) под руководством великой старицы начали вышивать золотом и украшать жемчугом и уцелевшими драгоценными камнями новые богослужебные предметы и облачения. А в своих подмосковных имениях Марфа Ивановна велела завести ткацкие мастерские и садовое хозяйство.
Яблони, груши, вишни, кусты смородины, малины и крыжовника были неотъемлемой частью московских домов, как бедных, так и богатых. Шведский дипломат Петрей, живший в Москве в начале XVII века, отмечал, что сам государь имел три больших прекрасных сада с разными деревьями и травами и большой луг в городе возле самого дворца.
Управляла властною рукою
Вполне типичные для быта русских занятия имели в то время практическое значение, обеспечивая нужды царского дворца. Ведь 16-летний Михаил Феодорович согласился возглавить Московское государство в разгар страшной Смуты, превратившей страну почти в безжизненную пустыню.
Как отмечала Варвара Корсакова, одной из причин многократных отказов инокини Марфы благословить сына на царство было беспокойство, что «царские сокровища вывезены литовскими людьми, а дворцовые сёла, чёрные волости, пригороды и посады розданы в поместья дворянам, детям боярским и всяким служилым людям». Средств на обиход царского дворца и на жалование служилым людям не было.
Управляла царским обиходом Марфа Ивановна властною рукою. Нрав у великой старицы закалён тяжелейшими испытаниями: опала при Борисе Годунове, насильственный постриг в монахини, многолетняя разлука с маленькими детьми, с матерью и мужем, которых тоже насильно постригли, и ссылка в отдалённый заонежский монастырь.
В Хорошёве встречали отца царя
Село Хорошёво имело для старицы ещё и символическое значение. Здесь в 1619 году останавливался её супруг Феодор Никитич Романов (патриарх Филарет), направляясь в Москву из многолетнего плена в Литве. Как было принято тогда на Руси, важных персон в знак уважения начинали встречать далеко за пределами Первопрестольной, высылая им навстречу делегации бояр. Торжественная встреча состоялась в храме Живоначальной Троицы в Хорошёве.
Статус членов воссоединившейся царской семьи был непривычен для современного человека: отец юного Михаила Феодоровича — патриарх, а мать — инокиня. Как поясняли историки, в то время насильственное пострижение в монахи было способом заключения или ссылки неугодного человека, которого затем отправляли в отдалённый монастырь почти под замок, а также автоматически пресекало любые попытки с его стороны претендовать на престол. Что и произошло с Романовыми при правлении Бориса Годунова.
Причём насильно постриженные оставались монахами и монахинями и после снятия опалы. В память о своей судьбе Марфа Ивановна сочувственно относилась к насильно постриженным инокиням: к четвёртой жене Иоанна Грозного Анне Колтовской, в иночестве Дарье; к жене царя Василия Шуйского Марье Петровне, в иночестве Елене. Старица посылала им щедрые подарки, устраивала в лучших московских монастырях.