9 июля столица отмечает День Московского транспорта. У северо-западе Москвы богатый транспортный «арсенал» — помимо множества станции метро и Московской железной дороги есть еще трамвайная линия, которой в этом году исполнилось сто лет.
А самому популярному в СЗАО шестому трамвайному маршруту — больше 130 лет. Как такое может быть? Все очень просто. Поначалу «шестерка» (тогда еще на конной тяге) ходила из центра Москвы совсем не в наши края, а в Сокольники. Лишь в 1922 году трамвайная ветка дотянулась до северо-запада столицы. Но и столетняя история трамвайного сообщения в СЗАО, согласитесь, дорогого стоит.
«Более-менее близкий к нынешнему состоянию путь следования 6-й трамвай получил в 1944-м году, — утверждает «Википедия». – В те годы шестерка ходила от площади Марины Расковой до Восточного моста».
Затем маршрут продлевался на северо-запад остаточно планомерно, но небыстро, примерно раз в 10 лет. В 1958 году конечной остановкой стало «Захарково». В 1969 году – «Братцево». В 1979 году кольцо возле станции метро «Сокол» перенесли ближе к улице Алабяна. После этого маршрут №6 на протяжении десятилетий остается неизменным.
Как же развивался общественный транспорт на северо-западе в промежутке от 20 годов прошлого века, когда было проложена первая линия, до конца 40-х годов, когда трамвай №6 пошел на северо-запад? Чтобы узнать это, пришлось углубиться в историческую литературу и опросить старожилов района Покровское-Стрешнево.
«Несчастливый» маршрут прожил недолго
Поскольку к суевериям городские власти никогда предрасположены не были, через северо-запад Москвы они запустили трамвай №13.
«Путеводитель по трамвайной Москве» утверждает, что в 1922 году маршрут №13 начинался на Тверской улице и проходил по Петроградскому (Ленинградскому) и Волоколамскому шоссе, заканчиваясь на кольце между Бодрой (ныне — улица Академика Курчатова) и несуществующей сейчас Виндавской улицей.
В 1938 году трамвайная линия была продлена до берега Москвы-реки и новопостроенного канала. Однако разворотное кольцо в Покровском-Стрешневе, как говорят старожилы, сразу убирать не стали. Его использовали для того, чтобы, например, накапливать здесь вагоны для вывоза зрителей с авиационных праздников.
Также кольцо использовалось как своеобразный «полигон». Здесь проводили учебные занятия трамвайщиков со всей Москвы. Лишь полвека назад трамвайные пути на улице Курчатова разобрали, а разворотное кольцо стало тупиком.
«Примерно в середине 80-х остатки кольца окончательно выкорчевали», — говорят старожилы района Покровское-Стрешнево.
Примерно в это же время с карты Москвы исчезла и Виндавская улица, по которой проходили трамвайные пути. Ее остатки в виде отдельных неосвещенных просек сейчас, кстати, можно найти в парке в районе улицы Академика Курчатова и лесополосе левее Волоколамского шоссе.
Остановка трамваев «Виндавская улица» тогда же была переименована в «Диспансер». Несмотря на то, что произошло это почти 40 лет назад, до сих в справочной литературе о трамвайных остановках в столице пишут: остановка «Диспансер» (бывшая «Виндавская улица»).
А что же стало с маршрутом №13? До Покровского-Стрешнева трамваи №13 перестали ходить в начале 1940-х годов. А в 1949 году этот маршрут и вовсе был отменён. В 1960-х он ненадолго «воскрес» на другом конце Москвы — в районе Большой Черкизовской и Открытого шоссе. Но вскоре стал уже 36-м трамвайным маршрутом.