Сейчас приводят в порядок акваторию главной водной артерии столицы — Москвы-реки. В СЗАО она протекает от Хорошёво-Мнёвников до Покровского-Стрешнева. На борту судна-мусоросборщика Мосводостока побывала корреспондент «СЗ».
Что-то поднимают вручную
В восемь утра теплоход «МС-3» отплывает на задание.
— Отдать швартовы! — командует капитан Андрей Рябов.
Теплоход отправляется по реке из центра города мимо Карамышевской набережной вплоть до Красногорска.
На носу судна есть особое приспособление — огромный сетчатый ковш. Его опускают в воду, когда теплоход плывёт по замусоренному месту, и отходы в нём застревают.
— Что-то приходится поднимать сачками и баграми вручную. Это работа матроса. Но мы все взаимозаменяемые. Так что и матрос иногда, если надо, может побыть у штурвала, — говорит Андрей Рябов.
По реке он ходит уже больше 20 лет. Профессию свою любит. Говорит, удаление мусора из воды может быть поважнее, чем перевозка туристов.
— Нам сейчас сообщили, что по ходу движения плывёт бревно. Вот если его не убрать, оно может попасть под корпус речного трамвайчика и повредить, — поясняет капитан.
Достали бутылки, доски и стул
Бревно увидел моторист-рулевой Мурат Дорбаев. Чтобы достать тяжёлый и разбухший ствол дерева, он готовит кран, который для таких случаев есть на борту. Мурат мастерски подхватывает механической рукой-манипулятором бревно и выгружает его в контейнер на борту.
— Куда потом деваете собранный мусор? — спрашиваю у начальника флота ГУП «Мосводосток» Вячеслава Шуткина.
— В пункт сбора мусора возле Южного порта. Его потом утилизирует другая служба, — отвечает он.
Тем временем поднимается ковш, и всё собранное за последние 20 минут тоже высыпается в контейнер. В этот раз из воды достали много веток, доски, бутылки и даже… стул.
— Открылась навигация, вышли прогулочные суда. Бутылки стеклянные и пластиковые появляются в реке вместе с туристами, — комментирует содержимое Шуткин.
Как растворяют нефтяные пятна
Весь коммунальный флот — это 30 судов разных размеров и назначений. Есть и быстроходные катера для уборки на мелководье, и два больших теплохода-мусоросборщика.
— Все вместе за сезон они собирают 2,5 тысячи кубометров плавающего мусора. Это почти 400 КамАЗов, — говорит Шуткин.
Чистит коммунальный флот реку и от нефтяных пятен. Нефтепродукты на воде поливают раствором сорбента, который расщепляет их на воду и углекислый газ.
— Это наша гордость. Под ковшом мы установили форсунки, куда под давлением поступает раствор. Судно просто идёт на нефтяное пятно, обрабатывает его сорбентом, и опасная плёнка улетучивается, — поясняет Шуткин.
Рабочий сезон флота Мосводостока завершится только к ноябрю, когда реку скуёт льдом. А пока дел хватает. Природные берега СЗАО постоянно подкидывают работу.
— Деревья на берегах растут, погибают и падают в реку. Это естественный процесс. За смену ребята собирают до 5 кубов природного мусора, — говорит Шуткин. А в прошлом году экипаж выловил из реки… собаку. — Одна дама уронила пса в воду, когда судно проходило мимо. Конечно же ребята помогли животному, — улыбается Шуткин. — Достали из воды. Мокрого, но счастливого.