Ровно 10 лет назад – 9 ноября 2012 года столичные власти выдали разрешение на строительство станции метро «Спартак», а в декабре уже началось ее возведение. Одна из красивейших станций Таганско-Краснопресненской сегодня является украшением района Покровское-Стрешнево и находится в пяти минутах ходьбы от стадиона «Открытие Банк Арена». При этом станция является абсолютной чемпионкой в Москве по длительности возведения. Ведь строить ее на самом деле начали не 10 лет назад, а все 50! Ее будущие пассажиры, еще школьниками заставшие рытье котлована, смогли воспользоваться станцией лишь на пенсии.
В чистом аэрополе
Обвинять строителей не в чем. Уже построенную в 1975 году платформу с рабочим названием «Волоколамская» власти решили законсервировать без отделки. Просто потому, что пользоваться ею оказалось некому.
Сохранились фотографии того времени, – бытовки строителей стояли в чистом поле. На много километров вокруг простиралась пустынная территория Тушинского аэрополя.
Собственно, строили станцию с расчетом на то, что на месте аэрополя будут возводить жилые дома. Но потом выяснилось, что в болотистой местности надо делать дренаж, укреплять берега Москвы-реки, а это дорого. Поэтому власти сначала отказались от строительства жилья, а потом и станции метро.
На носу – чемпионат
Спустя 35 лет, «Волоколамскую» расконсервировали и придумали ей новое название «Спартак». Поскольку рядом начали возводить домашний стадион нашей самой именитой футбольной команды. Россия тогда выиграла право провести в 2018 году чемпионат мира и на стадионе «Спартака» планировалось играть полуфинал.
В 2012 году бытовки строителей, кстати, ничем не отличались от предшественников, – они также стояли в чистом поле. От ландшафта 70-х годов Тушинское аэрополе отличало лишь то, что на горизонте уже виднелись многоэтажные дома. Но рядом со станцией до того, как был построен стадион, не было ничего, – ни дорог, ни домов.
Вот это бетон!
Расконсервация показала: качество строительства в советские времена было отменным. За 35 лет платформа, построенная на болоте, где вода сочится буквально из всех щелей, практически не пострадала от влаги. Единственно, немного просела земля. Поэтому в 2012 году строителям надо было только закачать укрепляющий раствор, убрать бетонные плиты, закрывающие лестницы, построить кассовые залы и наземные вестибюли. Вспомогательные помещения, даже лестничные пролеты менять не пришлось, они тоже отлично сохранились.
Главное, что надо было сделать – провести на станции отделочные работы. Старый проект отделки (в охристых тонах с бронзовыми барельефами на колоннах) еще в 1975 году столичные власти удачно сплавили в Ташкент, где как раз строили станцию метро «50 лет СССР». Новый вариант должен был показать иностранцам, которые приедут в 2018 году в Москву на чемпионат мира, вершину российской дизайнерской мысли.
Прекрасная сороконожка
При этом сама по себе станция, как и соседняя «Тушинская», была классической невыразительной «сороконожкой» (точнее, 26-ножкой, – потолок держали 26 колонн). Сделать ее неповторимой было непростой задачей. Но главный архитектор компании «Метро-стиль» Дмитрий Гурский и инженер-конструктор вестибюлей Андрей Майков с ней справились.
Разработали сразу несколько вариантов. На одном белоснежные мраморные колоны украшали красные полоски, а знаменитые спартаковские ромбы обыгрывались на потолке, на светильниках, на стенах. На другом – присутствовала отсылка к Олимпийскому движению, дизайнеры придумали светильники, похожие на факелы. В итоговом варианте оставили все лучшие находки: и красные люстры с ромбами, и светильники в виде фонарей, но выполненные в спартаковской красно-белой гамме.
Не все фанаты одинаково культурны
Правда, впоследствии от каких-то элементов во славу конкретной, пусть и самой именитой российской команды пришлось отказаться. Например, от красивых красных «лампасов» на колоннах. Да и логотип команды «Спартак» в итоге скромно притулился над Северным вестибюлем и виден только с одного ракурса, – когда поднимаешься с эскалатора. Это было сделано потому, что на матчи с участием команды «Спартак» приходит немало фанатов и других команд. Во избежание вандализма с их стороны ромбик с логотипом повесили так высоко, чтобы никто не смог дотянуться.
«Учитывая эмоции болельщиков, мы постарались, чтобы оформление станции было нейтральным, без символики», – рассказал в интервью «Афише» Дмитрий Гурский.
Стеклянные панели с изображением абстрактных футболистов на путевых стенах сделали ударопрочными. Кроме того, станция стала одним из лидеров по количеству установленных видеокамер – их здесь 120.
А Москомэкспертиза гордилась тем, что стоимость строительства удалось снизить почти на треть (!) от первоначально заявленной суммы. В итоге уложились в 3, 2 миллиарда рублей.
Поспешай медленно!
Достраивали станцию долго – полтора года. А все потому, что строители могли работать только два часа в день, вернее в ночь, – работы проводились строго с 02.30 до 04.30. Только в этот короткий промежуток в метро не было ни пассажиров, ни сотрудников. Репортажи о ходе работ публиковала газета «Метростроевец». До того, как был раскрыт наземный выход, строителей, технику и материалы подвозили под землей – на передвижной платформе с соседних станций. А днем поезда продолжали ходить по Таганско-Краснопресненской линии. Пассажиры обычно не замечали строящуюся станцию, ведь поезда пролетали ее, не притормаживая.
Как изначально и предполагалось, в 2014 году станцию открыли в один день со стадионом «Открытие Арена». За неделю до этого, интернет-издание «Sports.ru» сообщило, что станция «Спартак» не будет работать ежедневно, ею можно будет воспользоваться только в дни проведения футбольных матчей. Но уже через три дня телеканал ТВЦ устами Марата Хуснулина опроверг эту информацию. «Станция будет работать ежедневно в обычном режиме», – сообщил Марат Шакирзянович. И пообещал, что к 2017 году здесь появится транспортно-пересадочный узел. Так собственно, и произошло.