В конце XIX века дачи в живописном селе Иванькове рядом с усадьбой Покровское-Стрешнево пользовались популярностью среди москвичей. С 1898 года, после создания Московского Художественного театра, здесь бывали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.
Самый состоятельный пайщик
Известно, что первым из труппы МХТ в Иванькове обосновался художник-декоратор Виктор Симов. Он построил здесь дачу-мастерскую, где любил собирать коллег. Гостям понравился нарядный домик, и художник получил сразу несколько заказов на проекты дачных домов.
Вскоре по его проекту в Иванькове появилась «грековка» — дача для одного из членов Московского общества искусств и литературы Ивана Грекова. Одним из учредителей этого общества, устраивавшего спектакли и выставки, был режиссёр МХТ Константин Станиславский. Как самый состоятельный пайщик — он владел крупной золотоканительной фабрикой и десятками торговых лавок
— Станиславский нёс бремя основных расходов общества. В одном из писем он делился, что, получив куш в 25 тысяч рублей, почти полностью внёс эти деньги на расходы общества.
Вместо занавесок — паруса
Затем деревянным теремком по проекту Симова на окраине дачного посёлка в Иванькове обзавёлся один из ведущих артистов МХТ Василий Лужский. Это был живописный уголок. С одной стороны молодой березняк, с другой — две просёлочные дороги: из села Тушино к Никольской мельнице и из села Иваньково — в Захарково.
«Дача у него — восторг. Всё оригинально, удобно и хоть и вычурно, но талантливо. Внутренность вроде парохода. Чисто, так как всё из дерева и съёмных подушек. Вместо занавесок на террасе — паруса. Фонтан ударяет по колокольчикам и издает созвучие. Там отлично работается» — так описывал дачу Станиславский.
Отдых артистов — дело важное
Дачи по проектам художника Симова в Иванькове построили ещё несколько членов труппы МХТ. Кстати, возможность отдыхать неподалёку от Москвы полностью вписывалась в концепцию недавно созданного театра. Для Станиславского и Немировича-Данченко было важно создать комфортные условия для артистов. Ещё на первой легендарной встрече в ресторане «Славянский базар», обсуждая создание нового театра, они постановили: обязательно обустроить отдельные гримёрные, комнаты для отдыха и поддерживать в них «пароходную чистоту». Тогда такие условия были лишь в единичных театрах. Как правило, артисты ютились практически по углам, продуваемым сквозняками, на задворках сцены. «Вот после того, как будет заготовлено приличное помещение, приспособленное для интеллигентной жизни, можно будет предъявлять к актёрам соответствующие строгие требования», — писал в мемуарах Станиславский.
Сохранился только дом «Чайка»
После революции 1917 года дачная жизнь в Иванькове для артистов МХТ закончилась: посёлок национализировали. Но театральная деятельность основателей МХТ продолжилась.
Сегодня о былой дачной жизни актёров напоминает сохранившаяся в сильно изменённом виде дача Лужского «Чайка». Артист назвал её так в честь одноимённой пьесы Чехова, в которой он много раз играл поручика Сорина. Деревянный дом является объектом истории и культуры местного значения и охраняется государством.