Известный кинорежиссёр, сценарист и продюсер Сергей Урсуляк хорошо известен зрителю. Он создатель фильмов «Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», «Одесский пароход», а в этом году на экраны вышел фильм «Праведник». Не так давно режиссёр встретился со зрителями и студентами Академии кинематографического и театрального искусства Н.С.Михалкова. На встрече побывала корреспондент «СЗ».
В детстве был фантазёром
— Сергей Владимирович, каким ребёнком был будущий известный режиссёр?
— Я был очень читающим ребёнком. Причём научился читать рано: уже лет в пять в детском саду воспитательницы оставляли меня с другими детьми, давали книжку, и я читал им вслух. Я был единственным ребёнком в детском саду, который умел читать.
— Значит, вы были правильным ребёнком?
— Не думаю. Мир фантазий, в котором я жил, давал свои плоды. Мои бабушки подозревали, что я всё время вру и придуриваюсь.
— Были основания?
— Были. Но считаю, что всё-таки я был не вруном, а фантазёром. Случались ситуации, когда я говорил правду, а всё равно получалось, что вру. Однажды я гостил у бабушки в Каменец-Подольском. Не помню уже по какому поводу, я капризничал, валялся на полу. В конце концов бабушка дёрнула меня за руку, я закричал от боли, и, конечно, она потащила меня к врачу. Там оставила в предбаннике, а сама зашла переговорить с доктором. Рядом сидел какой-то человек, спросил, что у меня болит, я рассказал как есть. Он подошёл ко мне, дёрнул за руку и, видно, вправил. Рука перестала болеть. Тут выходит бабушка и приглашает меня зайти к доктору. Тот даёт мне тяжёлое пресс-папье и просит, чтобы я поднял. Я честно поднял, потому что рука уже не болела. Бабушка с врачом переглянулись… Если бы я даже пытался объяснить бабушке, что случилось, это было бы бесполезно.
С Женей Дятловым учился в одной школе
— Вы часть детства провели в Магадане, потом переехали в Хабаровск. Какие воспоминания связаны с этими городами?
— Магадан был очень интеллигентным городом. А Хабаровск мне показался более жёстким. Но я жил на окраине, в районе базы КАФ (Краснознамённой Амурской флотилии. – Ред.). Однажды был забавный случай. Когда я готовился снимать фильм «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана, ко мне пришёл знакомиться Женя Дятлов, он сыграл в фильме полковника Петра Павловича Новикова. Так вот, я спросил, откуда он родом. Говорит, из Хабаровска. Я оживился и спрашиваю: «А в каком районе жил?» Он отвечает: «На улице Руднева». Я ещё больше оживился, ведь это моя улица. Так выяснилось, что мы с ним учились в одной школе, в одно и то же время, только он в начальной школе, а я в старших классах.
— Кто были ваши учителя в профессии?
— В первую очередь Владимир Яковлевич Мотыль, который дал мне путёвку в жизнь. Конечно же Владимир Меньшов, который сначала был моим преподавателем, потом мы вместе работали, много общались, он даже снимался у меня. Владимир Валентинович оказал на меня огромное влияние. Мы на многие вещи смотрели по-разному, но я его очень любил: он был честный и прямой, с прекрасным чувством юмора. Мне всегда было важно, чтобы режиссёр был похож на свои картины: таким был Меньшов.
«Поработала с папой — и хватит»
— В этом году в прокат вышел ваш фильм «Праведник». Картина основана на истории подвига партизана Николая Киселёва, который в 1942 году вывел из зоны немецкой оккупации 218 евреев — узников гетто. Тяжело было снимать?
— Во время съёмок всегда кажется, что никогда не было так тяжело. А после — что давно так легко не работал. Но в «Праведнике» была одна сцена, съёмки которой для меня были тяжелыми морально. В конце сентября было очень холодно, а по сценарию надо было переходить реку в ледяной воде. И это человек сто пятьдесят — женщины, дети, старики. Я объявил: кто не хочет, не может — ничего страшного, можно отказаться. Но все героически согласились. Мне было очень тяжело, сидя в тепле, произнести: «Мотор, начали!»
— У вас две дочери-актрисы — Александра и Дарья. Вы снимали их в своих фильмах «по блату»?
— Я долго хотел снять Сашу, и она хотела со мной поработать, но всё как-то не было подходящего материала. Наконец предложил ей небольшую роль в картине «Ненастье». Но это было мучение и для меня, и для неё. Я что-то не мог объяснить, она что-то не могла понять. Когда наконец вымучили, она сказала, что попробовала с папой поработать, но на этом спасибо — и хватит. Даша снялась в «Тихом Доне» примерно с таким же результатом. Когда не получается у кого-то из артистов, это нормальный рабочий процесс. Будем работать, и всё получится. Если же не получается с кем-то из близких, я начинаю терять терпение, орать, требую, чтобы всё сразу получилось. Поэтому им со мной тяжело.
А что касается «блата», то он заканчивается, когда человек выходит на площадку или на сцену.