В июне исполнилось 120 лет со дня рождения знаменитого оперного певца Сергея Лемешева. В послевоенные годы он часто проводил летние дни в Серебряном Бору в доме отдыха артистов Большого театра.
Дуб назвали лемешевским
Даже на отдыхе он пел. Певцу нравилась поляна с вековым дубом, у которого он и устраивал импровизированные концерты. Конечно, поляна уже много лет называется Лемешевской. А 10 лет назад дуб, под сенью которого выступал певец с 1953 по 1977 годы, признали памятником живой природы.
Столетнего великана внесли в именной национальный реестр старовозрастных деревьев РФ под №197. Его высота достигает почти 20 метров, а обхват ствола — 1,3 метра.
Любимая ария
Сергея Лемешева часто помнят в образе Ленского. А он называл своим любимым героем Дубровского. Он исполнил арию главного героя оперы «Дубровский», написанной русским композитором Эдуардом Направником по одноимённому роману Пушкина больше 500 раз.
«Впервые я спел Дубровского на сцене филиала Большого театра в сезоне 1936-1937 годов», — писал Лемешев в мемуарах.
Дубровский на всю жизнь останется любимым героем певца. Он исполнял его партию вплоть до 1951 года.
Как Маяковский спел под столом
Летом 1926 года Лемешев впервые отправился с концертной бригадой выступать на крымских курортах. На одном из концертов побывал отдыхавший в то же время в Крыму Владимир Маяковский. Он пригласил Лемешева, чьё пение ему понравилось, сыграть партию на бильярде. «Наслышанный о его бильярдных рекордах, я предупредил, что буду плохим и скучным партнёром. Владимир Владимирович ответил:
— Ничего, я дам вам вперёд четыре шара», — вспоминал Лемешев.
Однако игра неожиданно пошла так, что певец раз за разом выигрывал у опытного Маяковского.
«В результате я выиграл и не успел опомниться, как Владимир Владимирович полез под бильярд и запел басом песню Индийского гостя! Это было очень смешно!» — рассказывал Лемешев.
Ещё одним открытием для певца стала поэзия Маяковского, которую он, по собственному признанию, не очень хорошо понимал:
«Но, услышав, как он сам читает свои произведения, пришёл в восторг. Многое стало яснее, отчётливее».
«Ромео и Джульетту» дали в первый день войны
Первый день Великой Отечественной войны совпал с премьерой оперы «Ромео и Джульетта» в филиале Большого театра:
«Мы все словно раздвоились в тот день… В жизнь ворвалось такое страшное, что вся наша работа показалась просто ненужной», — вспоминал Лемешев.
Однако зал был полон. Зрители горячо приняли спектакль. Вскоре труппа Большого отправилась в эвакуацию, а Лемешев неожиданно слёг с тяжёлым воспалением лёгких и остался в Москве.
С оставшимися артистами он продолжал выступать в Большом, только теперь зрителями были фронтовики. В город они приезжали в короткие перерывы между боями.
«Я решил не исполнять грустной музыки вроде «Куда, куда вы удалились» Ленского. Но зрители как раз это и просили: они хотели услышать свои любимые арии», — вспоминал певец.
Тот факт, что в осаждённой Москве работает театр и поют известные артисты, действовал на бойцов ободряюще.
Его любили даже колхозники
Сергей Лемешев был настоящим кумиром. Его знали ещё до эпохи телевидения. Пластинки с его ариями и романсами слушали в самых отдалённых сёлах, а открытки с его портретом выходили в СССР тысячными тиражами. Закончив сценическую деятельность, певец очень много ездил с концертами по всей стране.
Однажды в далёком колхозе он хотел исполнить одну из русских песен, но не мог вспомнить все слова. И тогда хозяйка дома, где он остановился, поставила граммофонную пластинку. И Лемешев услышал эту песню в своём исполнении.