Вертикаль», «Повесть о чекисте», «Пираты XX века» — в этом году исполнилось 85 лет со дня рождения кинорежиссёра и сценариста Бориса Дурова (1937-2007). Он похоронен на Митинском кладбище. О талантливом режиссёре «СЗ» рассказал актёр Сергей Варчук, сыгравший главную роль в фильме Бориса Дурова «Не могу сказать «прощай», который вышел на экраны ровно 40 лет назад, в августе 1982 года.
Открытие Высоцкого
Когда вспоминают «Вертикаль», открывшую стране Владимира Высоцкого, обычно говорят о Станиславе Говорухине. Но Станислав Сергеевич открыл Высоцкого не один.
— «Вертикаль» была дипломным проектом двух выпускников режиссёрского факультете ВГИКа — Говорухина и Дурова, — говорит Сергей Варчук. — В апреле 1966 года они вдвоём приехали на Одесскую киностудию, чтобы снять две короткометражки.
С короткометражками не сложилось. Но на киностудии горел план, и директор попросил их срочно довести до ума стоявший в плане фильм об альпинистах. За неделю Говорухин и Дуров написали новый сценарий и позвонили в Москву: позвали сниматься Владимира Высоцкого. Через год песни «Если друг оказался вдруг» и «Здесь вам не равнина, здесь климат иной» звучали из каждого окна.
«А мы отобьёмся!»
«Пиратов XX века» на Киностудии Горького Дуров и Говорухин тоже собирались снимать вместе. Но в Одессе запускалось «Место встречи изменить нельзя», и Говорухин доверил другу свою повесть, которую написал по мотивам реальных событий. В середине 1970-х на Средиземном море произошло нападение на итальянское грузовое судно. В реальной истории экипаж был перебит, груз похищен.
— А мы отобьёмся! — заверил Говорухина Дуров, который стал соавтором сценария. — Знаешь, что безоружный человек может противопоставить вооружённому бандиту? Каратэ!
Он разыскал мастера рукопашного боя Тадеуша Касьянова, который в те годы создавал первую не официальную секцию каратэ. В фильме он ставил все драки, в том числе и финальную.
Понадобился неизвестный артист
Сюжет картины «Не могу сказать «прощай», которую Борис Дуров начал снимать после череды остросюжетных фильмов, мелодраматичен и, возможно, не совсем правдоподобен. Красивый, сильный, уверенный в себе плейбой и передовик производства Сергей Ватагин оказывается прикованным к постели. Жена его покидает, а возвращает к жизни влюблённая в него Лида. В конце фильма, услышав от Лиды, что у них будет ребёнок, Сергей встаёт с инвалидной коляски.
На главную роль Дуров решил пригласить никому не известного актёра. Сергея Варчука нашли в Школе-студии МХАТ, где он учился на 3-м курсе, в мастерской Олега Ефремова.
— Я сначала подумал, что это розыгрыш, сказал, что очень занят, что должен почитать сценарий. Сценарий мне привезли, и на следующий вечер я пришёл на Киностудию Горького, к Борису Валентиновичу, — вспоминает Сергей Варчук.
Дуров спросил студента, как ему сценарий. Варчук ответил: «Что-то понравилось, что-то нет». Режиссёр удивился: обычно молодые актёры говорят, что сценарий замечательный.
— И что бы вы изменили? Сергей сказал, что сам из провинции. Знает, как живут в небольших городах, как бывает в парках на танцплощадках, где познакомились герои фильма, и что можно добавить. Режиссёру понравилась дерзость молодого артиста, его персонаж-тёзка был таким же.
Любовь, которая поднимает
Дуров готовился к съёмкам основательно.
— Борис Валентинович договорился с Институтом спинномозговой травмы, и я почти целый месяц ходил туда каждый день — общался с больными с повреждённым позвоночником, наблюдал, как они двигаются, — говорит Сергей Варчук.
Как человек, много узнавший о травме позвоночника, Сергей Варчук понимал, что его герой встать на ноги не сможет, да и насчёт ребёнка всё очень маловероятно, и сказал об этом режиссёру.
— Конечно, так оно и есть, — сказал Дуров. — Но это фильм о любви, которая поднимает на ноги. А правда искусства и правда жизни — это совершенно разные вещи.