Брейк-данс (брейкинг) считается одним из самых популярных молодёжных танцев. В этом году он впервые вошёл в программу Олимпийских игр. Однако в детских спортивных школах Москвы этому виду спорта пока не обучают. Об особенностях брейкинга «СЗ» рассказал педагог школы танцев на Воротынской улице Максим Кузнецов, среди учеников которого есть победители чемпионатов России и мира.
1. Откуда брейк-данс пришёл в Россию?
— Это направление хип-хопкультуры зародилось в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века в одном из районов Нью-Йорка — Бронксе, — рассказывает Максим Кузнецов. — В России танец появился в 80-х. Впервые кадры, где ребята танцуют брейк, страна увидела в культовом фильме «Курь ер» 1986 года. Брейкинг включает в себя элементы акробатики, силовых трюков и пластики и входит во Всероссийскую федерацию танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла. А в 2018 году, когда он впервые появился в программе юношеских Олимпийских игр, спортсмен из Воронежа Сергей Чернышёв стал первым чемпионом.
2. Как оценивают победителей?
— Соревнования проводятся среди мужских, женских и смешанных команд в формате баттла один на один. Судьи оценивают спортсменов по пяти критериям — техника, разнообразие, исполнение, музыкальность и оригинальность. Но во мнениях они часто расходятся. Например, в ситуации, когда танцор «свалился с элемента», один судья может счесть, что он артистично перешёл на другой элемент и не снизит оценку, а другой посчитает падение неприемлемым в любом случае.
3. В каком возрасте лучше начинать заниматься?
— У меня занимаются дети от 6 до 13 лет, и у каждого своя история. Часто родители приводят маленьких детей и рассказывают, что они постоянно кувыркаются и пытаются встать на голову. Пробуем. Одни увлекаются, другие уходят. Только когда ребёнок отзанимался около года, можно понять, получится ли из него спортсмен или он будет танцевать «для себя». Бывает, ребёнок начал заниматься с тренером в 9 лет, а в 16 уже стал состоявшимся танцором. Сам я увлёкся брейком только лет в четырнадцать, был самоучкой, и это мне не помешало добиться хороших результатов. Это был 2000 год, мы с ребятами переписывали передачи на видеокассеты, передавали их из рук в руки и старались повторять.
4. Зачем танцорам головной убор?
— Шапка защищает волосы от выпадения, ведь многие элементы мы выполняем на голове. Двадцать лет назад, когда я начинал, мы брали обычную шапку-ушанку, отрезали от неё уши, обшивали сколь зящей тканью, делали прокладку из разных материалов — даже из куска туристического коврика, а по периметру обматывали потуже бинтом, чтобы она не свалилась. Дизайн у каждого был свой. Сейчас, конечно, уже продаются модные, красивые шапки-защитницы, и они стали частью хип-хоп стиля. Кстати, существуют и другие элементы защиты — перчатки для кручения на руках, наколенники, кофта с накладками на плечи.
5. Какое соотношение среди танцоров девочек и мальчиков?
— Обычно в соревнованиях принимают участие примерно на 100 мальчиков (би-бой) — 20 девочек (би-гёрл). У меня занимаются 10 мальчиков и одна девочка. Но это только потому, что девочки меньше интересуются этим направлением в танцах. Получается у них часто даже лучше, чем у мальчишек, потому что они более трудолюбивые, и если уж берутся за дело, то доводят до отличного результата. Например, моя бывшая ученица Татьяна Русских (би-гёрл Тата) выиграла чемпионат мира по брейкингу.