В системе социальной защиты Москвы надомным обслуживанием охвачены около 100 тысяч человек. В рамках нового стандарта теперь учитываются индивидуальные потребности конкретного человека. Об этом в своём блоге рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.
От стандарта — к человеку
Система надомного обслуживания одиноких пенсионеров складывалась в первой половине 1990-х годов. Для своего времени она была передовой и гуманной. Тогда одинокие пенсионеры получали стандартный набор услуг — доставка на дом продуктов и лекарств, оплата услуг ЖКХ.
Некоторые услуги, например генеральную уборку квартиры, можно было получить за дополнительную плату. Два года назад пришла пора взглянуть на стандарты обслуживания поновому.
— Мы решили поставить во главу угла индивидуальные потребности конкретного пожилого человека, в том числе, пожалуй, важнейшую из них — в нормальном человеческом общении. Ведь визит социального работника для одинокого человека — важнейшее событие в череде обычных будней. Их ждут, встречают как самых близких людей. И порой это так и есть на самом деле, — рассказал Сергей Собянин.
Услуги стали разнообразны
Новый стандарт социального обслуживания внедрялся поэтапно — с 2020 по 2022 год. Сегодня система соцзащиты отталкивается от потребностей конкретного получателя и предлагает индивидуальный набор услуг. Упростили и процедуру их оформления.
Если раньше для подачи заявки на социальное надомное обслуживание нужно было лично обращаться в отдел социальной защиты или ЦСО по месту жительства, то сейчас заявку можно подать в любом центре госуслуг «Мои документы». Можно воспользоваться и порталом mos.ru. Человечнее и проще стала процедура оценки нуждаемости в надомном социальном обслуживании.
— Сегодня на дом приходит всего один социальный инспектор, который проводит диагностику в максимально доброжелательной и неформальной обстановке. С помощью вопросов, наблюдения и совместно выполненных действий социальный инспектор оценивает функциональные дефициты человека и его индивидуальную потребность в тех или иных услугах, — рассказал Собянин.
Специалист подмечает, как пожилой человек передвигается по квартире, долго ли подходит к двери, ставит чайник, может ли наклониться за упавшим предметом. Принимается во внимание наличие когнитивных нарушений и риск падений.
Основное изменение стандарта помощи в том, что услуги стали разнообразны, в зависимости от потребностей. В их число могут входить приготовление горячей пищи, утренний и вечерний туалет, пересаживание с кровати в инвалидное кресло и обратно, полное купание, подготовка лекарств. А если позволяет состояние здоровья, то и прогулки на свежем воздухе.
Как родная дочь
Пенсионерка из Митина Нина Корытницкая души не чает в своём социальном работнике Ирине Поповой. Вместе они уже два года.
— Я и не представляю, как справиться без Ирочки. К сожалению, мне часто приходится лежать в больницах, она берёт для меня направления к врачу, записывает на приёмы, вместе со мной ходит в поликлинику. В больнице навещает меня практически каждый день: приносит вещи и просто приходит пообщаться. Окружающие уверены, что это моя дочка, — так она ко мне по-доброму относится, — рассказала пенсионерка «СЗ».
А когда Нина Александровна дома, Ирина готовит, прибирает, моет окна в её квартире. В хорошую погоду они вместе ходят гулять или просто пьют чай и общаются.