В Малом театре 155 лет назад состоялась премьера спектакля «Тушино» по пьесе А.Н.Островского. Почему драматург в 1867 году обратился к необычной для себя теме Смутного времени, «СЗ» рассказала начальник отдела Объединения культурных центров СЗАО Татьяна Иванова.
Неожиданная тема
В день премьеры в Малом театре яблоку было негде упасть. И дело не только в звёздном составе актёров.
— Очень уж неожиданной была сама пьеса, — говорит Татьяна Иванова. — Известный бытописатель, комедиограф Александр Николаевич Островский на сей раз поместил своих героев в местность у впадения в Москву-реку речки Сходни, рядом с селом Тушином. В 1608-1610 годах здесь стоял лагерем Лжедмитрий II — он же Тушинский вор, который разбил войска царя Василия Шуйского и готовился идти на Кремль.
Трагедия в стране, трагедия в семье
Канва пьесы проста и понятна во все времена. Мелкопоместный дворянин Дементий Редриков везёт в Москву на службу царю Василию Шуйскому двоих сыновей — старшего Максима и младшего Николая. Но если Николай остаётся служить при дворе Шуйского, то Максим, оскорблённый царским воеводой, решает перейти на сторону «царя Дмитрия Ивановича» — так называли Лжедмитрия II. Он едет в Тушино, приносит присягу и после святотатства — крещения ковшом вина — клянётся служить ему верой и правдой. Так братья Максим и Николай оказываются по разные стороны баррикад…
Пьеса заканчивается убийством предателя родным братом.
«От Божьего суда ты не ушёл, Максим! — выносит вердикт отец. — Отцову руку отвёл Господь; рукой родного брата отмстил тебе за крестопреступление».
Однако и отец, и его старший сын Николай переживают Максима всего на несколько минут…
К истокам Смутного времени
Почему в начале 1860 годов успешный драматург приостановил описание современных коллизий и обратился к историческим?
— После отмены крепостного права и последующих реформ — финансовой, земской, судебной — жизнь начала сильно меняться, — говорит Татьяна Иванова. — Россия из крестьянской становилась буржуазно-капиталистической. Чтобы понять суть происходившего, надо было обратиться к его истокам.
В 1865 году Островский предпринимает большую поездку по Волге, задерживается в Казани, изучает места, связанные с Иваном Грозным, Мининым, народным ополчением начала XVII века.
Первой в историческом цикле Островского была пьеса «КозьмаЗахарьич Минин-Сухорук». Второй — «Воевода». Третьей — драматическая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». «Тушино» — заключительная историческая хроника Островского, посвящённая Смутному времени.
Стекались разбойники и бояре
Тушинский стан существовал чуть больше года — с осени 1608 до осени 1609-го. За это время он успел вырасти, окружить себя укреплениями; стать, по сути, альтернативной столицей во главе с самозваным царём.
— Лагерь располагался на высоком холме, где Сходня делает петлю перед впадением в Москву-реку,— говорит Татьяна Иванова. — Со стороны Сходни лагерь был окружён земляным валом. Сегодня это район Волоколамского шоссе, 10-го, 2-го и 3-го Тушинских проездов, а также участка между железнодорожными платформами Тушинской и Трикотажной.
Дворец второго Лжедмитрия стоял там, где сейчас расположен 15-й автобусный парк. В Тушино стекался не только всякого рода лихой народ — разбойники, грабители, воры. Бежали сюда и недовольные политикой Василия Шуйского бояре, дворяне, посадские — их называли «тушинские перелёты».
«А что за сласть им в Тушине?» — спрашивает в пьесе Островского царь Василий Шуйский. «Свобода, гульба, разбой. А тем, кто познатней, — боярский сан», — объясняет его соратник Скопин-Шуйский.
Само название местности надолго стало синонимом предательства.
— Ведь все персонажи, переходящие на сторону Лжедмитрия II, понимают, что становятся предателями, нарушают заповеди и разрушают Русскую землю, — говорит Татьяна Иванова.