В конце ХХ века в православном календаре по явилась трагическая и одновременно величественная дата — праздник Собора новомучеников и исповедников Российских (после 2013 года — Церкви Русской). В этот день во всех православных храмах вспоминают священнослужителей, монахов и монахинь, мирян, отдавших жизнь за веру в Христа после 1917 года. В их числе — уроженка села Щукина преподобномученица Татиана (Грибкова).
Возделывали огороды, молотили, вышивали
Преподобномученица Татиана (1879-1937) родилась в крестьянской семье в селе Щукино. В 17 лет поступила послушницей в Казанский женский монастырь в подмосковном Головине (не сохранился). Благодаря подробному описанию монастыря, которое составил в конце XIX века протоиерей Аристарх Израилев, известно, что это была процветающая обитель. Четыре храма, больница, богадельня, иконописная мастерская, фруктовый сад с берёзовой рощей. Почти 200 монахинь и послушниц содержали большое хозяйство в удивительной чистоте и порядке.
«Трудятся они с раннего утра и до позднего вечера. Сами возделывают огороды, жнут и молотят. Сами ходят за пчёлами, которых имеется в монастыре несколько десятков ульев. Сами трудятся и в скотной, и в поварне, и в хлебенной, и в просфорне, — описывал монашеский быт отец Аристарх Израилев. — Многие из сестёр занимаются шитьём одежды и белья, вязанием и вышиванием по канве шерстью и шелками, а некоторые даже пишут образа».
«Посещает поповскую братию»
В 1914 году в монастыре, как и во многих православных обителях, развернули госпиталь, и монахини начали ухаживать за ранеными воинами. Интересно, что после Октябрьской революции 1917 года монастырь закрыли не сразу. С местными властями на первых порах жили мирно. Сёстры зарегистрировались как члены сельскохозяйственной артели, продолжили работать и даже проводить богослужения. И снова монахини ухаживали за ранеными: в больничном корпусе монастыря теперь размещался госпиталь для красноармейцев.
Закрыли монастырь и выгнали насельниц на улицу в 1925 году. Тогда Татьяна и вернулась в Щукино. На жизнь зарабатывала стеганием одеял и сдачей внаём комнат в своём доме. В печально известном 1937 году на неё написал донос один из жильцов.
Протоколы допроса Татьяны Ивановны и показания доносчика сохранились в архивах. «
Живёт в большей мере на средства от эксплуатации жилплощади… Перед религиозными праздниками уезжает в Москву, где посещает всякую поповскую братию и своих бывших монастырских знакомых… Имеет много религиозных книг и брошюр», — цитирует архивные документы 1937 года игумен Дамаскин (Орловский), историк церкви, составитель жития преподобномученицы.
Молчанием защитила других от ареста
На допросе 58-летняя Татьяна Грибкова отрицала не только обвинение в «контрреволюционной агитации среди колхозников», но и знакомства со священнослужителями и верующими. Сейчас уже неизвестно, был ли донос наветом или женщина защищала молчанием своих знакомых от ареста. Очевидно одно: она не желала отрекаться от своей веры.
14 сентября 1937 года послушницу Казанского Головинского монастыря Татиану (Грибкову) расстреляли на Бутовском полигоне с сотнями других политзаключённых. А спустя 65 лет её причислили к лику святых с включением в Собор новомучеников и исповедников Российских. Также преподобномученица Татиана (Грибкова) поминается Русской православной церковью в день памяти Бутовских новомучеников. Бутовский полигон остаётся местом пребывания самого большого количества святых новомучеников.
drevo-info.ru/pictures/5256/commons.wikimedia.org