Храм Живоначальной Троицы построили в селе Хорошёво в конце XVI века. Здесь часто бывал на богослужениях царь Алексей Михайлович (годы правления 1645-1676).
Интересные подробности об этом сохранились, так как в то время при царском дворе скрупулёзно записывали почти ежедневно, в каком храме молился государь, во что он был одет и даже какая в тот день была погода.
Утро начиналось в четыре часа
Алексей Михайлович часто посещал свои подмосковные вотчины. Село Хорошёво было одним из любимых мест, а его название даже вошло в поговорку: «Хорошо Хорошёво, да не наше — царёво».
Так, из записей книги 1844 года: «Выходы государей царей и великих князей» – известно, что 5 декабря 1660 года царь был в Троицком храме в Хорошёве на вечерней службе. А на следующий день:«Декабря в 6 день слушал Государь всенощного и обедни в селе Хорошёве».
Алексей Михайлович отличался чрезвычайным благочестием. Обыкновенно поднимался около четырёх часов утра и сразу вставал на домашнюю молитву. Затем, как писал историк Николай Костомаров, царь шёл на утреню — первое богослужение суток, потом — в будни — обсуждал дела с боярами.
Отстояв литургию, Алексей Михайлович продолжал заниматься государственными делами: принимал боярские доклады, слушал челобитные, которые зачитывали дьяки. Около полудня наступало время царского обеда.
А вечером Алексей Михайлович вновь посещал богослужение. Как видно из архивных летописей, в подмосковных вотчинах царь не отдыхал, а вёл свой обычный образ жизни правителя страны.
Строго соблюдал посты
Записана в книге «Выходов» любопытная подробность. 6 декабря 1660 года Алексей Михайлович после утренней службы вернулся из Хорошёва в Москву, а «кушал Государь в Москве. Стола (в Хорошёве — Ред.) не было». Это были дни Рождественского поста.
По свидетельствам современников, никто не мог превзойти Алексея Михайловича в соблюдении постов. Он так ограничивал себя в пище, что по понедельникам, средам и пятницам ел только ржаной хлеб.
Впрочем, по словам Николая Костомарова, в еде Алексей Михайлович отличался трезвостью и умеренностью даже в дни, когда церковный устав разрешал есть рыбу и мясо и к царскому столу подавали до 70 блюд.
Большинство их отправлялись на другие столы участников трапезы в качестве царских подношений.
Как появилась поговорка «работать спустя рукава»
Большое значение при царском дворе придавалось обрядам. Как пояснял Николай Костомаров, при посещении богослужений царь облачался в разные наряды, определённые для каждого православного праздника.
Так, из той же архивной книги «Выходов» известно, что на каждой церковной службе в Троицком храме в Хорошёве на Алексее Михайловиче сменялись ферязи — вид верхней одежды. То из голубого сукна с богато украшенной каймой, то из «червчата» (красного) атласа или из «камки рудожёлтой» — плотного китайского шёлка.
Ферязь знакома почти каждому по иллюстрациям к русским сказкам и кинофильмам о русской старине. Это нарядный кафтан с петлицами на груди и длинными, чуть ли не до пола, рукавами. Руки обычно продевали в прорези, а пустые рукава свисали вниз.
Примечательно, что ферязь с длиннейшими рукавами — одежда богатого сословия — вызвала к жизни сразу два крылатых выражения с противоположными значениями: «работать спустя рукава» и «засучить рукава». Дело в том, что спущенные рукава ферязи не давали выполнять никакую работу. Их нужно было или засучить, собрав сборками на предплечьях, или забросить через плечи на спину…