История храма Рождества Христова на Муравской улице началась в XVII веке, когда подмосковные сёла на территории современного района Митино были вотчиной кремлёвского Чудова монастыря. В конце XVII века деревни восстанавливались При строительстве храмов на Руси не было определённого порядка при выборе, кому его посвятить. А вот традиции переименовывать улицы или даже деревни в честь храмов — много веков.
Как рассказал настоятель храма, кандидат богословия иерей Михаил Желтов, Драчёво, где в 1630-х годах возвели первую деревянную церковь в честь Рождества Христова, с того времени стало именоваться сельцом Рождествено. Храм стал подворьем Чудова монастыря, работали здесь крестьяне деревень Рождествено, Митино и Путилково.
В конце XVII века деревянную церковь отстроили заново. Как считает о. Михаил, потребность в новом храме могла быть связана с активным развитием деревни Путилково. Пережив опустошительную Смуту, а в 1650-х ещё и моровую язву, как тогда называли чуму, подмосковные сёла восстанавливались и росли.
Село Митино обезлюдело от мора
Эпидемия чумы, самая крупная в XVII веке, настигла столицу в 1654-1655 годах. По сохранившимся документам известно, что село Митино тогда полностью обезлюдело, а население соседних деревень сократилось так, что на какое-то время богослужения в Христорождественском храме прекратились. Останавливали распространение морового поветрия, запрещая людям покидать заражённую местность. …Однако сообщение между городами сохранялось. Шла война с Польшей, царь Алексей Михайлович стоял в Смоленске с войском, а царская семья укрывалась в Троице-Сергиевой лавре, затем в Калязине.
Как писал историк Евгений Звягинцев, письма из заблокированной Москвы передавались на заставах «через огонь». Посланцы, оставаясь на своей стороне, зачитывали письмо вслух, на другой стороне его записывали. Затем оригинал сжигался тут же на костре.
Эпидемия завершилась к Рождеству
Начавшись летом, эпидемия, унёсшая жизни тысяч москвичей, пошла на спад поздней осенью, а к Рождеству (25 декабря по старому стилю) практически завершилась.
«Ох! Увы! Зрения неполезнаго и плача достойнаго! Непрестанно плакал, смотря пустоты московския пути и домов», — так описывал своё возвращение в обезлюдевшую столицу Патриарх Никон в письме царю Алексею Михайловичу в феврале 1655 года.
А Антиохийский патриарх Макарий, побывавший в это время в Москве, отмечал в своих записках о путешествии в Россию, что как только мужчина или женщина заболеет, то сразу приглашает священника, исповедуется, причащается, нередко принимает монашество, всё своё богатство завещая монастырю, церкви и на раздачу бедным.
«Подлинно этот народ истинно христианский и чрезвычайно набожен», — писал он.
«Обязуемся все помогать в постройке»
Каменный храм в Рождествене, дошедший до наших дней, возвели в 1890 году вместо ветхого и тесного деревянного. Благодаря сохранившимся архивным документам стали известны любопытные подробности. К тому времени у храма было около 1,2 тысячи прихожан, рядом работала фабрика.
«В двунадесятые праздники в церкви бывает ужасная теснота и духота, так как существующий храм очень мал и вмещает не более 200 человек», — говорилось в донесении благочинного Московского уезда священника Сергия Никольского.
Для строительства нового храма имелось 8,4 тыс. рублей, пожертвованных благотворителями. На эти средства впоследствии закупали строительный материал и платили рабочим. Между тем крестьяне выбрали между собой ответственных и разбирающихся в строительстве людей, которые добровольно следили за работами.
А сами прихожане заранее обещали беспрекословно возить на своих подводах песок и кирпич.
«Кроме того обязуемся все помогать в постройке храма даже и сами лично исполнять приказания все, если в том таковая потребуется нужда в нас», — написали они в коллективном заявлении.