Регалии, награды и профессии Никиты Михалкова можно перечислять и перечислять: он не только кинорежиссёр, но и продюсер, и сценарист, и даже актёр с весьма солидной фильмографией. А ещё — лауреат множества российских и заграничных кинопремий, включая «Оскар» за «Утомлённых солнцем». Герой Труда, председатель Союза кинематографистов России, автор и ведущий своего собственного интернет-проекта «Бесогон». Разговаривать с Михалковым всегда интересно, ведь на всё, что происходит вокруг, у него свой взгляд, обдуманная и принципиальная позиция.
Герой сегодня — на Донбассе
— Никита Сергеевич, насколько актуальны сейчас фильмы, где большое внимание уделяется духовным ценностям?
— Вы знаете, духовность — вещь достаточно абстрактная в принципе. Для меня большее значение имеет поиск смысла. Наше кино, советское кино и великое мировое кино — оно всегда строилось на поисках смысла. Это не отрицало приключенческие или развлекательные фильмы. Но поиск смысла — это, собственно, и есть жизнь человеческая, поиск смысла этой жизни. Как говорил замечательный философ Иван Ильин: «Жить надо ради того, за что можно умереть».
— Каков, с вашей точки зрения, герой нашего времени — тот, которого надо показывать на экране?
— Герой сегодня — в Донбассе. И я сейчас даже не имею в виду героя кино — я не про это сейчас говорю. Я имею в виду именно героя нашего времени — того человека, который знает, за что он готов умереть… Там рождается новая элита, и там рождается новый герой. Там рождаются новый мир, новое общество. Проблема в том, что, к сожалению, немногие, далеко не все понимают, что это — всерьёз и надолго. Многие считают, что это как-то рассосётся и будет так, как было. Так, как было, уже не будет никогда!
На кинофестивале главное — кино
— Вы уже много лет являетесь президентом Московского Международного кинофестиваля. Сейчас можно услышать: фестиваль уже не тот, не приезжают заграничные звёзды первой величины…
— Когда были первые кинофестивали у нас в 1960- 70-х годах, тогда выстраивались очереди к кинотеатрам на километры: люди шли на иностранные фильмы. Потому что это было в диковинку, в новинку. А потом менялось время, и постепенно качество фестиваля стало определяться следующим: приедет, например, Брэд Питт или нет. Приехал — фестиваль, а не приехал — ерунда какая-то… И было время, когда кино вообще никого не интересовало, а интересовали тусовки. Были пустые залы. А потом всё это стало меняться. В последние годы мы видим, какое огромное количество людей приходят просто смотреть кино. Поэтому для меня с какого-то момента — а уж тем более с того момента, когда пытаются отменить нашу культуру в мире, — мне абсолютно без разницы величина звезды, которая приедет на фестиваль. Меня интересуют люди, потому что им хочется приехать к нам, познакомиться с нами, посмотреть кино, показать своё. И в принципе для настоящего фестиваля это и является основой. На фестивале у нас за неделю было 200 с лишним фильмов. И наверняка среди них каждый человек смог найти три, пять, десять кинолент, за которые он был благодарен фестивалю. И это для нас самое главное!
Неблагодарность должна быть оценена
— Сейчас много споров идёт о том, выпускать ли на экраны фильмы с артистами, которые уехали из страны. А вы что об этом думаете?
— Мой ответ тут определённый: нет! Не выпускать. Это люди, которые уехали и пренебрежительно, оскорбительно отзываются о стране, которая их сделала, боготворила, любила, которая дала им возможность безбедно жить, делать то, что хотят, причём за государственные в основном деньги. Неблагодарность должна быть как-то оценена. Я считаю, что мы так сделаем свой выбор. Я хотел бы, чтобы эти места заняли люди талантливые, которых мы не видели до этого времени. Другой разговор — в том, что человек должен делать выбор. В одном из своих интервью я говорил, что у меня есть три мысли. Две из них понравятся либеральному сообществу, а одна — нет. Свобода — это право и возможность выбора. Правильно? Правильно! Несвобода — отсутствие выбора. Правильно? Правильно! Для меня высшая свобода — когда выбирать не надо. Не потому, что нельзя, а потому, что я свой выбор уже сделал. И от этого мне легко.
— Что надо помнить молодому российскому режиссёру, который только начинает карьеру?
— Я могу вам сказать одно — я много раз повторял эту мысль, которую высказал один великий старец: «Жестокая правда без любви есть ложь». Вы можете быть очень жестоки по отношению к тем, о ком вы говорите, но я как зритель должен знать, кого вы любите. Если в вас внутри не живут любовь и сострадание хоть к кому-нибудь, о ком вы снимаете фильм, на мой взгляд, вам не стоит этим заниматься и считать себя российским режиссёром.