В 1866 году Иван Шишкин (1832- 1898) написал небольшую картину «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево». Тем летом он гостил в усадьбе. Результатами работы на пленэре остался чрезвычайно доволен. По его воспоминаниям, работалось с жаром, этюд удался чуть ли не за несколько часов. А через три года художник использует этот же мотив в прославившей его картине, с которой началась Третьяковская галерея.
Уступил за 300 рублей
«…Покорнейше Вас прошу сообщить мне, продана Ваша картина «Полдень» или ещё нет? И в таком случае, не угодно ли Вам будет уступить мне её за 300 рублей?» — цитирует переписку коллекционера Павла Третьякова с Шишкиным в октябре 1869 года писатель Лев Анисов.
Приобретение станет, без преувеличения, знаковым для русской культуры — этой картиной Ивана Шишкина меценат Третьяков положил начало будущей галерее. Из переписки же известен факт, что Третьяков обратил внимание на талантливого художника ещё за 10 лет до приобретения «Полдня». Меценат хотел купить один из рисунков 28-летнего Шишкина у его учителя Аполлона Мокрицкого, преподавателя Академии живописи, ваяния и зодчества. Но они не сошлись в цене. Как признавался потом Мокрицкий, он хотел и доставить удовольствие Третьякову, и самому не остаться в убытке: «Потому что вещь в самом деле прекрасная и достойная украшать любой альбом».
«Публика ахала за его спиной»
Об Иване Шишкине сохранилось немало восторженных отзывов его коллег по творческому цеху. Явление, в общем, не очень типичное. Так, картину «Полдень. Окрестности Москвы», с которой началась слава Шишкина, он готовил для академической выставки в мастерской художника Ивана Крамского. Тот называл Шишкина «человек-школа, который знает природу учёным способом», за то, что он ещё студентом начал изучать подмосковные леса, луга и поля почти анатомическим способом, буквально препарируя каждый листик и цветок.
Откровенно восхищался Шишкиным во время его работы в Артели художников и Илья Репин:
«Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящнее и блистательней».
«Дайте-ка скипидару»
Пейзаж, созданный в Братцеве, — один из немногих, который Шишкин населил людьми: по просёлочной дороге с полевых работ возвращаются крестьяне. Обычно он не изображал в пейзажах людей, и тем более лесных животных.
Однако всенародную известность ему ещё при жизни принесла картина «Утро в сосновом лесу» с медвежьим семейством на первом плане. С ней связана любопытная история.
«На этой картине медведей написал Савицкий, почему Шишкин и предложил Савицкому подписаться», — вспоминал в своих мемуарах Николай Мудрогель — старейший смотритель Третьяковской галереи, первые 16 лет проработавший там при жизни Павла Третьякова.
Константин Савицкий был другом Шишкина, и по договорённости они поделили 4 тыс. рублей, полученные за картину от Третьякова. Однако коллекционер по какой-то причине недолюбливал Савицкого и, увидев на доставленной в галерею картине его подпись, раздражённо заявил: «Я покупал картину у Шишкина. Почему ещё Савицкий? Дайте-ка скипидару». И смыл подпись Савицкого.
Кстати, не все критики тогда положительно отнеслись к такому творческому тандему. В одной из рецензий говорилось, что медведи нарушают общий замысел картины, да и выписаны не так уж и талантливо.
Где стоял с мольбертом Шишкин?
В фондах Третьяковской галереи находится более тридцати из сотен картин Ивана Шишкина. Известно, что Третьяков после покупки братцевского пейзажа на каждой выставке художника приобретал по одной его работе. А вот этюд, созданный непосредственно в Братцеве, хранится в картинной галерее Астрахани. Краеведы Северо-Запада Москвы выдвигают разные версии, где сидел с мольбертом Иван Шишкин около 160 лет назад.
Однако бесспорно одно: великого русского пейзажиста вдохновила природа живописных окрестностей усадьбы Братцево, вокруг которой он неустанно бродил в июне 1866 года.