1933 году в СССР был создан уникальный авиационный отряд — особая сводная агитэскадрилья им. Максима Горького. Она состояла из более чем 30 самолётов, каждый из которых построили на народные деньги. Без самолётов агитэскадрильи не обходился ни один авиапарад на Тушинском аэродроме.
По инициативе Михаила Кольцова
Инициатором создания необычного средства агитации стал главный редактор журнала «Огонёк» Михаил Кольцов. Он страстно увлекался авиацией, которая в 1930-х была на небывалом подъёме, не раз сам поднимался в воздух и даже получил статус «лётчик-наблюдатель».
Инициативу Кольцова подхватили другие печатные издания. Поэтому большинство самолётов носили названия газет и журналов, читатели которых собрали деньги на их строительство. «Огонёк», «Работница», «Правда», «Красная звезда», «Пионерская правда», «Крокодил» — в фотоархивах сохранились кадры, как москвичи рассматривают именные самолёты во время Дня авиации в Тушине.
Как писал историк Николай Котов, на этих самолётах совершали авиарейсы по всей стране журналисты, писатели, строители, которые делились своими достижениями и опытом, а лётчики демонстрировали, на что способны крылатые машины. «В течение 5 лет существования эскадрильи было выполнено несколько сотен агитрейсов, проведено 3200 митингов, сделано 5 тысяч различных докладов и лекций», — отмечал Котов. В разное время самолёты агитэскадрильи пилотировали прославленные лётчики-рекордсмены, участники сверхдальних перелётов Михаил Громов и Валентина Гризодубова.
Спальни в крыльях и буфет
История агитэскадрильи началась с создания самолёта-гиганта АНТ-20 «Максим Горький». «Кампания по сбору средств на постройку агитсамолёта успешно развёртывается. По одной лишь Москве за 1-ю пятидневку собрали свыше полумиллиона рублей», — писал журнал «Огонёк» осенью 1932 года.
Собирали машину под руководством знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. Самолет вмещал до 70 пассажиров, в просторном салоне были удобные кресла, имелись буфет, туалеты с умывальниками. А крылья были настолько огромными, что внутри них разместили спальни. Невиданный комфорт для 1930-х годов!
В 1934 году АНТ-20 «Максим Горький» пролетел над Красной площадью во время встречи челюскинцев и сбросил 200 тысяч приветственных листовок. А во время авиапарада 1 мая 1935 года установленный на нём громкоговоритель «Голос с неба» исполнил «Интернационал».
«И вот мы слышали, как с неба льётся песня на всю округу! Сказка! Полёты завораживали. Около этого самолёта всегда летели два истребителя — для сравнения.
На поле — буря восторга!» — так описывал детские впечатления от авиа парадов в Тушине Николай Егорычев, уроженец деревни Строгино, возглавлявший в 1960-х Московский горком КПСС.
Гибель титана
Судьба самолёта-гиганта была трагичной. В 1935 году во время демонстрационного полёта он разбился из-за столкновения с сопровождавшим его истребителем. Пилот И-5, выполняя «мёртвую петлю», врезался в крыло «Максима Горького». Погибли весь экипаж и пассажиры — сотрудники ЦАГИ, создававшие самолёт.
А агитэскадрилья продолжала вдохновлять советских граждан вплоть до начала Великой Отечественной войны. По информации, собранной историком Иваном Родионовым в труде «Хронологии авиации 1916- 1945 гг.», агитационный самолёт «Крокодил» в 1935 году совершил первый авиарейс через 15 городов страны — от Казани до Киева. На его борту летели члены конкурсной комиссии, оценивавшие соревнование, которое велось между городскими советами. В Казани на самолёте покатали передовиков производства, а в Челябинске местным радиолюбителям дали выйти в эфир с бортовой радиостанции.