26 августа в Москве пройдёт традиционная акция «Ночь кино», которая охватит более 180 площадок. Главным событием этого года станет киноконцерт «Необыкновенное чудо» в кинотеатре «Художественный», посвящённый 90-летию со дня рождения режиссёра Марка Захарова.
Ведущим вечера станет актёр «Ленкома» народный артист России Александр Лазарев, который выйдет на сцену со своей дочерью, молодой актрисой Полиной Лазаревой.
Накануне этого события артист рассказал «СЗ» о театре, о себе и о своём учителе и наставнике Марке Захарове.
Песни из любимых фильмов
— Александр, что ждёт зрителей на концерте «Необыкновенное чудо»?
— Прозвучат песни из фильмов Марка Захарова в исполнении наших любимых артистов: Леонида Ярмольника, Александра Олешко, Дарьи Мороз, Андрея Чернышова. Мы будем вспоминать, каким мощным, стремительным и суровым, но при этом с фантастическим чувством юмора был Марк Захаров. Всю кухню я вам, конечно, пока не расскажу, пусть остаётся интрига. Но добавлю, что очень признателен за возможность вести концерт, тем более со своей дочерью, которой я очень горжусь. Наша актёрская династия продолжается!
Надеялся, что дочь пойдёт в оперу
— Как вы отреагировали, узнав, что Полина собралась стать актрисой?
— Если честно, мы с женой мечтали видеть её на сцене, но на оперной. Дочь занималась в консерватории, делала успехи в музыке. Но однажды подошла ко мне с вопросом: «А когда начинаются экзамены в ГИТИСе?» И я сразу понял: всё, опера накрылась.
— Вы даёте ей советы, как лучше играть?
— У актёров вообще не принято влезать в чужую кухню. Неприлично поправлять или советовать, как «правильно» играть. Я могу, конечно, по-отцовски что-то прокомментировать после спектакля, но никогда не давлю. Поправлять и направлять — это удел режиссёров.
После Захарова мне ничего не страшно
— Александр, а для вас лично каким был Марк Захаров, каким вы его запомнили?
— Это такой мощи человек! Он создал не только свой почерк в театре и в кино, он создал два, а то и три поколения актёров, которых точно видно — это его ученики. Тем, кто в молодости работал с Захаровым, теперь никто не страшен, ни один режиссёр. А по поводу характера? Большие режиссёры — всегда сложные люди, которые максимально требовательно относятся ко всем мелочам и требуют такого же отношения и от своих учеников. Я всегда вспоминаю урок, который однажды преподал Марк Анатольевич мне и своей дочери Александре. Мы играли с ней в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Комедия, музыкальная история. И вот через несколько лет мы с ней позволили себе некоторые вольности и хулиганство в одной из сцен. И, как нарочно, именно в этот момент за кулисами появился Марк Анатольевич. В антракте он нас всех созвал и был таким свирепым, каким мы его никогда не видели. «Если подобное повторится, то, несмотря на все ваши звания и регалии, будем расставаться!» А потом произнёс фразу, которую я пронёс через всю жизнь: «Запомните, что у меня ничего дороже театра нет».
— Кстати, он вас сразу в «Ленком» принял?
— Сразу. И всё моё сознательное становление как артиста происходило под его взглядом. Это было ох как непросто! Стоишь на сцене такой молодой ещё, неопытный. А он даёт тебе задание — ты даже сразу не можешь понять, в чём оно состоит, что делать-то? Судорожно пытаешься что-то играть. Раз — не то, второй — опять не то. На третий ты становишься Марку Анатольевичу просто неинтересен, и ничего страшнее в этот момент для тебя нет. Он всегда требовал оперативной реакции актёра на свои указания, а если тот не понимал, запросто мог отдать роль другому.
«Бег» — мой режиссёрский дебют
— Где вас можно увидеть на сцене?
— В театре, конечно. В «Ленкоме». Всех приглашаю на мою постановку «Бега» и на «Шута Балакирева», где я играю Петра I. Два года назад я вернул на ленкомовскую сцену спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва», а вот «Бег» — уже мой полноценный режиссёрский дебют. Выбрал я эту вещь не случайно. Давным-давно увидел постановку «Бега» в Театре Маяковского — и в ней играли мои родители Светлана Немоляева и Александр Лазарев. Это было просто ошеломляюще! И вот спустя годы мне захотелось вернуть его на сцену — уже «Ленкома».
— Осталась ли «роль мечты»?
— Знаете, с возрастом приходит понимание, что для «роли мечты» нужны две вещи: хорошая драматургия и хороший режиссёр. Вот тогда всё и будет!