В начале сентября стартовал осенний этап проекта «Москва – столица многонациональной России» сезона 2024 года. Осень пятого сезона этнографической олимпиады в вузах началась очень активно: мероприятия проекта прошли почти одновременно в трех университетах разных регионов.
9 сентября 2024 года участниками просветительских мероприятий проекта в дистанционном формате стали студенты из Новороссии. Первокурсники Института истории, международных отношений и социально-политических наук Луганского государственного педагогического университета (направления подготовки: история, международные отношения и педагогическое образование) прослушали просветительскую лекцию о народах европейского севера России и о малочисленных славянских народах. Рассказывала об этих народах кандидат исторических наук, доцент Московского педагогического государственного университета Ольга Яшина, после чего ребята ответили на традиционные 40 вопросов этнографической олимпиады. Студенты узнали о том, как происходило освоение севера европейской части России славянскими племенами, о культуре тверских карел, поморов, вепсов, старообрядцев, познакомились с удивительными сокровищами и культурной самобытностью «Русского Севера».
10 сентября 2024 года экспедиция Московской этнографической олимпиады посетила родину КамАЗа – город Набережные Челны. На базе Технопарка универсальных педагогических компетенций просветительская лекция и этнографическая олимпиада были проведены для студентов 1–4 курсов бакалавриата Филологического и Историко-географического факультетов Набережночелнинского государственного педагогического университета (НГПУ). Мероприятие открыла ректор НГПУ Альфинур Азатовна Галиакберова, обратив особое внимание на значимость этнокультурного просвещения для формирования профессиональных качеств будущих педагогов. В первой части программы участники вместе с лектором – доцентом кафедры ЮНЕСКО Факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ, кандидатом исторических наук Анной Орловой – искали ответы на «вечные» вопросы: Жива ли традиционная культура сегодня? В каких сферах и каких формах она сохраняется и проявляется? Какое влияние оказывает традиция на современное искусство? Что дает современным художникам и исследователям культуры обращение к «корням»? В олимпиадной части мероприятия студенты-гуманитарии проявили искренний интерес и большую вовлеченность в тему, что неудивительно, ведь Татарстан – поликультурный регион.
В этот же день, 10 сентября 2024 года, этноолимпиада прошла для будущих педагогов, обучающихся в Московском педагогическом государственном университете. Участниками просветительских мероприятий проекта в рамках Адаптационного модуля для первокурсников стали студенты четырех разных направлений подготовки: как будущие учителя истории и обществознания, так и управленцы и юристы Института социально-гуманитарного образования. Перед тем, как проверить свои силы в непростых заданиях этноолимпиады, ребята приобщились к этнографическим знаниям о далеких в пространстве и времени культурах, прослушав увлекательную лекцию этнолога, декана Факультета регионоведения и этнокультурного образования, проф. кафедры ЮНЕСКО, доктора исторических наук Елены Омельченко. Она рассказала студентам о том, как советский ученый Юрий Кнорозов, используя исключительно аналитические методы исследования, совершил мировое открытие, расшифровав загадочную письменность индейцев майя, сочетающую в себе элементы клинописи и иероглифического письма.
Всего участниками трех этнографических олимпиад в Луганске, Набережных Челнах и Москве за два дня стали более 330 студентов.
В осенних планах организаторов проекта «Москва – столица многонациональной России» еще две экспедиции – на Алтай и в Бурятию, а также заключительная олимпиада в одном из московских вузов. В начале ноября, после подведения итогов, победители из разных регионов соберутся в Москве для участия в церемонии награждения и увлекательной трехдневной культурно-просветительской программе от организаторов и партнеров проекта, направленного на популяризацию знаний о народах и культурах России, повышение этнографической грамотности, гармонизацию межэтнического и межкультурного диалога в среде студенческой молодежи.
Проект реализуется при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, организаторы – Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» и Московский педагогический государственный университет.