За плечами заслуженной артистки России Марии Аникановой — более 60 киноработ, 27 лет служения в знаменитом театре «Современник». Её кинодебют состоялся в фильме Сергея Соловьева «Дом под звёздным небом», и сразу — главная роль. Потом уже были «Две судьбы» и «Жаркий лёд», «Тест на беременность» и «Серебряный Бор»… А могло случиться, что Мария стала бы не актрисой, а прославленной фигуристкой. В 16 лет она, воспитанница знаменитой Татьяны Анатольевны Тарасовой, имела звание «Мастер спорта» и подавала большие надежды.
Стальные нервы актрисы
— Говорят, бывших спортсменов не бывает… Пригождаются ли качества спортсмена в актёрской работе?
— Спорт и подготовил меня к актёрской жизни! Первое — это дисциплина. И второе — я всегда говорю студентам: «Не верьте, что у артистов — тонкая организация души. Может быть. Но со стальными нервами!» Без этого в нашей профессии, абсолютно зависимой, — никуда. Надо уметь принимать отказы, надо уметь пережить это — и идти дальше, не сломаться, пытаться себя сохранить. И при этом ещё развиваться.
— До 16 лет вы занимались фигурным катанием, а актрисой снялись в сериале «Жаркий лёд»…
— Было дело! И там наряду с актёрами были настоящие прославленные фигуристы — Роман Костомаров, Лёша Тихонов, Лёша Ягудин, Александр Абт…
— И вы!
— И я… Все думали, что если я мастер спорта, то могу откатать программу на уровне олимпийских чемпионов… В 35 лет я вышла на лёд после долгого перерыва. И в первый момент мне показалось, что я ничего не смогу — устоять бы! Но потом вышел Рома Костомаров — к слову, только что выигравший Олимпиаду, — и мы поехали… Лёша Тихонов посмотрел на нас и говорит: «Аниканова, зачем ты бросила фигурное катание?!» Потом нам с Костомаровым поставили программу, мы делали настоящие серьёзные поддержки…
— Подождите, но вашим партнёром был не Роман, а Павел Трубинер…
— По сценарию — да, и мы с ним играли все сцены, что не на льду. А на катке у меня было три разных партнёра: артист Паша Трубинер, его дублёр — парень из юниорской сборной, похожий на Павла, а самую сложную часть делал Костомаров. В итоге я откатывала программу по три раза. Было сложно, и в конце концов я взмолилась, чтобы меня убрали из сценария! Так моя героиня улетела в Америку…
В желании заработать нет ничего плохого
— Некоторые артисты сериалы воспринимают как способ заработать денег…
— А что плохого в зарабатывании денег? Да и сериалы разные бывают! «Семнадцать мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя» — разве не сериалы? Сериалы! Классика! И сейчас есть очень достойные проекты.
— А бывало такое, что ваша героиня оказывалась в такой же ситуации, как и вы сама?
— Конечно, бывало! Иногда читаешь пьесу и думаешь: «Боже мой: про меня написано!» Некоторые роли такие, что сразу понимаешь, что должна сыграть, ведь в моей жизни было так или почти так! Но вообще не факт, что в этом случае получится сыграть достоверно и точно. Мне гораздо легче играть те вещи, которые со мной не происходили в жизни. Кстати, играть страстные любовные сцены с абсолютно незнакомыми людьми проще, чем с друзьями…
Знаки судьбы
— Вы только что снялись в сериале «Время жениться» для телеканала «Dомашний». Насколько мне известно, ваша героиня Евгения — затюканная заботами женщина — меняет и свою жизнь, и жизнь дочерей…
— Да! Вот говорят же: «Начинай с себя!», но это самое тяжёлое. Всегда кажется: вот наступит понедельник — и всё изменится, вот я поменяю работу и всё изменится, вот я перееду в другую страну — и всё изменится… Нет, начни с себя! Вот она не побоялась впустить новое в свою жизнь — и результат не заставил себя ждать. И мне кажется, дочери смотрят на мать и подсознательно строят и свою жизнь так же. И их дети будут смотреть на них… Так что, шагнув за рамки привычного, она и дочерям пример показала…
— Легко ж сказать — с себя начать!
— А когда кому легко? Ещё советуют: «Посмотри вокруг себя, попытайся увидеть знаки, которые даёт жизнь». Ведь сколько знаков было у моей героини! Но надо уметь замечать эти знаки и в какой-то момент идти за сердцем. А она очень хотела, чтобы всё было рационально, а про сердце совсем забыла…
— Есть люди, которые на каждый знак внимание обращают…
— Надо уметь находить золотую середину: останавливаться, пойти другим путём… И не бояться пробовать!
В одном проекте с ученицей
— Кстати, о пробах. На роль вашей младшей дочери Веры взяли вашу ученицу…
— Причём без какого-либо моего протеже! Это была первая роль Ани Грива в кино. Она на меня в кадре так орала! Мы сыграли сцену, а я думаю: «Как здорово орёт! Хорошо же я её научила!»
— А где вы преподаёте?
— В Институте театрального искусства имени народного артиста СССР Иосифа Давыдовича Кобзона, там у меня два курса. На одном я художественный руководитель, на втором преподаю актёрское мастерство.
Дочь увлечена баскетболом
— Дочка Аглая хочет стать актрисой?
— Ей интересно, но серьёзно увлечена она баскетболом. Я её брала с собой в институт, сказала: если тебе будет скучно — разрешаю сидеть в телефоне! А она сидела весь показ, открыв рот! Но ей, скорее, просто интересно смотреть, как я преподаю. Мне кажется, я вызываю у неё уважение… По крайней мере мне хочется так думать…
— Заслужить уважение у двенадцатилетнего человека — непростая наука…
— Знаете, я стараюсь быть мобильной, решать проблемы по мере их поступления. Этот возраст — он же сложен не только для родителей, но и для самих подростков: они толком не понимают, что с ними происходит, пытаются себя взрослеющих изучить и с этим как-то научиться жить… Я этому учусь вместе с ней и стараюсь быть её опорой…
— И наверняка — другом. Чем любите заниматься вдвоём?
— Как все нормальные девочки — походить по магазинам, где-то вкусно поесть. Конечно, мы любим вместе отдыхать, при этом узнавая новые места, в музеи вместе ходить… Недавно были в Кубинке — и нашли в списках героев наших родственников! На Аглаю это произвело огромное впечатление! Мы втроем — я, Аглая и моя мама — очень любим смотреть документальные фильмы… Дочь одно время интересовалась Северной Кореей — и посмотрела всё, что нашла, про эту страну! Потом её захватила тема Чернобыля — и она пересмотрела и документальные, и художественные фильмы. А недавно ей подарили книжку «История старой квартиры», в ней — «экскурсия» по коммунальной квартире с экспонатами — вехами истории нашей страны от 1918 года и до периода перестройки. Ей было интересно читать и про Сталина, и про Великую Отечественную. А про перестройку она меня спросила: «Мам, а ты жила в это время?» — «Жила!» — «Ну ты даёшь! Расскажи!» Мне нравится, что ей всё интересно…
Светлана Марголис Фото из архивов пресс-служб и из личного архива Марии Аникановой (ИА «Столица»)