Народная артистка России, одна из самых востребованных актрис Театра им. Вахтангова Марина Есипенко иногда шутит, что она — принцесса Турандот в третьем поколении. Ведь эту роль она играла на легендарной сцене целых 16 лет. А поклонникам авторской песни она больше известна как жена и любимая муза барда Олега Митяева. На творческой встрече Марины Есипенко в Школе Арины Шараповой побывала корреспондент «СЗ».
Пророчество сбылось
— Марина, правда ли, что роль принцессы Турандот вам напророчили?
—Я сибирячка, родилась в Омске. Подростком ходила заниматься в театр-студию Дворца пионеров. Однажды режиссёр Любовь Ермолаева, увидев меня на сцене в роли Питера Пэна, вдруг изрекла: «О, эта девочка станет актрисой и будет играть в Театре Вахтангова принцессу Турандот!» Этим словам я как-то сразу и безоговорочно поверила. И вскоре пророчество сбылось!
— Получается, вы с детства мечтали стать актрисой?
— Актрисой меня с детства все вокруг называли. А на самом деле, признаться, тогда я больше всего хотела быть кондуктором, чтобы бесплатно кататься на трамвае. Или медсестрой, как мама.
«Царские» роли
— Немногие могут похвастаться такой востребованностью в театре. Вы же стали играть в Театре имени Вахтангова ещё студенткой.
— Мне повезло учиться на курсе, который возглавлял Евгений Рубенович Симонов, а в театр меня взял Михаил Александрович Ульянов. Благодаря ему я попала сначала в спектакль «Кабанчик», а затем «Стакан воды», где вышла на одну сцену с такими великими артистами, как Юрий Яковлев, Ирина Купченко, Александр Филиппенко, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Александр Граве, Юрий Волынцев. Я получала от этого невероятное удовольствие, моя мечта сбылась!
А в 1991 году мне доверили нести «полковое знамя» театра: роль принцессы Турандот. До меня её играли потрясающие актрисы — Цецилия Мансурова, Юлия Борисова. А я стала принцесса Турандот в третьем поколении.
— Вы сразу поступили в Щукинское училище?
— Я шла на экзамены уверенно, так как в Омске уже сыграла не одну роль. И действительно поступила. Однажды, помню, меня, запыхавшуюся, на лестнице остановил Евгений Симонов. А он всегда был такой строгий, элегантный — мы его за глаза называли «седой сайгак». «Так, деточка, остановись. Ты куда так бежишь? Отчего такая бледная? Или напудрилась так сильно?» Я ответила, что бегу на лекцию, а пудрой вообще не пользуюсь. «Напомни мне, деточка, откуда ты? Из Сибири, из Омска? Эх, видимо, декабристы, проезжая в ссылку, согрешили с твоей прапрабабушкой». Потом я, переиграв многих принцесс и королев, тоже не раз задавала себе вопрос: ну почему простой девушке из Сибири всё время «царские» роли предлагают? Видимо, благодаря моей бледности.
— А закулисные конфликты в театре случались?
— Я в интригах никогда не принимаю участия. У меня был прекрасный пример перед глазами — Юлия Борисова. Великая актриса говорила: «Запомни: никогда не выясняй отношения в театре. Единственное место, где можно доказать, что ты чего-то стоишь, — это сцена».
«Лето — это маленькая жизнь»
— Вы — поющая драматическая актриса, а ваш муж — известный бард Олег Митяев. Вы часто исполняете его песни?
— У меня вообще такое ощущение, что его песни написала я. Там же всё про нас: и про любовь, и про разлуки.… Но петь я начала задолго до встречи с Олегом. В Театре Вахтангова мне давали роли, в которых требовалось вокальное мастерство. Сейчас в нашем Арт-кафе проходят мои творческие вечера «В Александровском саду». Кстати, песню для моей героини, которую я играла в фильме «Александровский сад», написал Олег. Потом для меня специально была написана ещё одна песня, и ещё…
— Правда, что многие песни вы писали вместе с мужем?
— Когда мы с Олегом только стали встречаться, расставания давались нам очень тяжело. Я всегда сильно тосковала и писала письма Митяеву. Однажды я написала в таком письме: «Скорее бы лето. А лето — это целая маленькая жизнь». Но письмо не отправила, а когда он вернулся, дала почитать. Ему очень понравилась эта фраза. Он убрал одно слово, и получилась песня, которую сегодня знает вся страна. Олег смеялся: «Я ж теперь с тобой не расплачусь за всю жизнь». А однажды наша маленькая дочь Дарья, которой сейчас уже 23 года, зашла на даче к Олегу в комнату и говорит: «Папочка, мне тут строчки пришли в голову. Может, пригодятся?» — «Давай, записываю». И Дарья выдаёт: «Свирепыми ночами гуляют две печали и ждут, когда им кто-то бросит вызов… но пока никто не осмелел…», — и получилась ещё одна прекрасная песня, которую исполнила потом Тамара Гвердцители.