В прокат вышла картина Алексея Германа-младшег о «Воздух», которую уже называют самой грандиозной работой режиссёра. Одну из главных ролей в военной драме, посвящённой женщинам-лётчицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, исполнила 31-летняя актриса Омского государственного академического театра драмы Кристина Лапшина. Это её первая работа в кино.
«Прыгала до потолка»
— Кристина, ваша героиня Маша — лётчица знаменитого полка «Ночные ведьмы». Как вы вообще получили роль? Говорят, на одно место пробовалось до тысячи человек.
— Да, мне потом рассказали, что в поисках актёров на главные роли создатели отсмотрели большое количество артистов почти из всех регионов России: было важно попасть «в лица времени». Это заняло около года, ведь сегодня у людей другие лица, глаза, энергия… В наш омский театр приехал для кастинга помощник режиссёра фильма. И буквально перед спектаклем «Три товарища» я по участвовала в видеокастинге. Затем был второй этап, который длился семь часов. И потом — всё: «Спасибо! Все свободны! О результатах сообщим». И ровно полгода никаких известий. Я извелась вся, каждый день проверяла почту: может, пришло письмо? И когда поняла, что это уже смахивает на шизофрению, решила «отпустить тему». А вскоре получила приглашение на съёмки в Санкт-Петербург.
— Обрадовались, когда узнали, что утвердили на роль?
— Прыгала до потолка! Спасибо Алексею Алексеевичу, что сказал мне да. Потому что когда он говорит да, это значит, что он уверен в артисте.
Атмосфера была приближена к боевой
— Говорят, что съёмки были очень сложными.
— Мы приезжали на площадку к семи утра и уже должны были быть в костюме и гриме. Снимали, пробовали, потом смотрели отснятое. Снова снимали, и так до тех пор, пока не подойдём к тому, что нужно. Порой мне приходилось совмещать съёмки с работой в театре. И как-то за две недели я совершила восемь ночных перелётов. Отыграю вечером у себя в Омске спектакль «Время женщин» — и на самолёт, на съёмки «Воздуха». А после смены, которая длится по 12 часов, опять в аэропорт, чтобы ночью вернуться в Омск.
— Всё снимали в СанктПетербурге?
— Натурные съёмки проходили в Ленинградской, Саратовской и Нижегородской областях, в Карелии. А вот воздушные бои снимали в одном из павильонов студии «Главкино». Атмосфера была приближена к боевой, иногда было понастоящему страшно.
— Что особенно запомнилось?
— Для меня самыми сложными были сцены со взрывами. Очень ярко помню, когда буквально над нами летал настоящий самолёт, рядом взрывали, стреляли. Конечно, ты понимаешь, что это игра, не по- настоящему, но всё равно происходит переосмысление: как же это страшно, когда война… Досталось и другим актёрам: Настя Талызина зимой 10 часов просидела в траншее в холодной воде, Лена Лядова горела в самолёте с настоящим пламенем, а Сергея Безрукова крутили в центрифуге.
— Как вам работалось с такими известными актёрами?
— Ой, я сначала страшно нервничала из-за того, что меня окружают такие знаменитые люди! Но оказалось, работать с ними — одно удовольствие. Меня очень поддерживали, помогали. Буквально на уровне взгляда. Больше всего робела перед Безруковым, но он оказался не только большим профессионалом, но и хорошим человеком. Всегда был готов поддержать, а уж если хвалил — это просто окрыляло.
Нас учили поднимать самолёт и ходить строем
— Актёр театра и кино — это для вас две разные профессии?
— Я бы сказала, это разные способы существования. Мне безумно повезло с театром: у нас там много работы и хороший актёрский уровень. Поэтому в кино я особо и не выбивалась. На съёмочной площадке всё оказалось по-другому. Требуется более документальное, что ли, существование. Я многому научилась. Теперь знаю, в какой последовательности нажимать рычаги и кнопки, чтобы поднять самолёт, военные консультанты учили нас ходить строевым шагом и правильно отдавать честь. Вообще, мы полностью погрузились в эпоху: даже наши гимнастёрки и комбинезоны были идентичны тем, что носили солдаты во время Великой Отечественной. Вплоть до швов и ниток.
— А на самолётах поднимались в небо на съёмках?
— В небо — нет, не поднимались. Но всё было настолько реалистично, что мы сами верили, что летим. Признаться, после школы я подумывала стать пилотом. А потом решила: нет, на земле поспокойнее будет. Лучше летать в фильмах. И вот — исполнилось то, о чём думалось.