Нынешняя зима обрушила на Москву настоящие испытания снегом. В декабре был рекордный снегопад, которого не случалось с 1980 года. В январе нагрянул циклон «Ваня», обновивший суточный рекорд 1919 года по высоте снежного покрова. А на прошлой неделе пришёл циклон «Ольга». Как справляются с этой напастью снегосплавные пункты округа, выяснил корреспондент «СЗ».
Объём груза считает сканер
Снегосплавные пункты, где снег и льдины тают под воздействием сточных вод, в Москве начали создавать только в 2002 году. И сразу оказалось, что технология, которую не применял ещё никто в мире, прекрасно работает! Сегодня снег, собранный с улиц и дворов СЗАО, утилизируют на шести снегосплавках.
Пункт на Волоколамском шоссе, который обслуживает АО «Мосводоканал», видно сразу: в 2 часа дня у ворот пункта вереницей стоят восемь грузовиков, доверху набитых снегом. — «Мой» снег — с Новокуркинского шоссе, — говорит водитель синей «Скании» Алексей.
— Уже третий раз за день сюда мотаюсь. — А мой — с 1-го Волоколамского проезда, — улыбается водитель серого МАНа Игорь.
Сотрудники пункта дают Алексею команду заезжать. На дисплее лазерного сканера сразу появляется объём привезённого груза: 22,5 кубометра.
— По моему опыту, это около 6 тонн, — делится водитель.
Попадаются даже «лежачие полицейские»
Теперь «Скания» движется к вмонтированной в землю камере, внутри которой крутятся острые жернова. Это сепаратор, он перемалывает крупные куски льда и снега.
— Сейчас порубит мой снежок, как фарш в мясорубке, — улыбается водитель.
Жернова разбираются со снегом в считаные секунды. По его словам, со снегом самосвалы привозят различный мусор, который коммунальщики при уборке снега могли не заметить.
— Ветки, бутылки, лопаты, автомобильные шины… Даже «лежачие полицейские» попадались! – говорит он.
Помогают песколовки и угольные фильтры
Теперь очередь МАНа. Особенность кузова не позволяет ему скинуть снег в дробилку. Поэтому водитель сгружает снег в соседнюю камеру с частой решёткой: она задержит посторонние предметы. Под землёй обе камеры соединяются.
— Через них проходят канализационные стоки. Благодаря тому что температура воды здесь даже в самые сильные морозы не падает ниже плюс 12, снег быстро растапливается, — поясняет официальный представитель АО «Мосводоканал» Иван Колесников. — Песок, гравий и другие мелкие примеси задерживают песколовки, а нефтепродукты — угольные фильтры.
Затем сточная вода сплавляется до очистных сооружений, где проходит все стадии механической и биологической очистки и уходит в водоёмы. Состав очищенного стока не уступает составу воды в реках.
Работу ведут круглые сутки
Нагрянувший циклон «Ольга» не сильно усложнил работу пункта. Простая математика: я был на пункте полчаса, за это время разгрузилось восемь машин. Это плюс-минус 360 авто в сутки. А максимально здесь могут разгрузить 500.
— Так что и «Ольга», и «Ваня», и прошлые снегопады не смогли застопорить или нарушить работу пункта, — говорит Колесников.
К тому же снег по регламенту не убирают весь и сразу. Сначала чистят магистрали, потом улицы и дворы. Поэтому и привозят его равномерно. А работа здесь ведётся круглосуточно.