Веня в «Моей любви», лётчик Толя в «Воздушном извозчике», Дездемонов в «Анне на шее», Фальк в «Летучей мыши» — артист Владимир Шишкин (1919-1986) сыграл около 100 ролей в кино и в Московском театре оперетты, где проработал всю жизнь. О нём «СЗ» помогла вспомнить сотрудник архива Московского театра оперетты, в прошлом солистка балета Нина Горюнова.
Имя в программке
В 1950-70-х, когда в программке стояла галочка рядом с его фамилией, фойе перед началом гудело: «Сегодня — Шишкин!»
Артист Фёдор Чеханков вспоминал, что в Театр оперетты ходили на Шишкина, как в Большой на Лемешева или Козловского, у служебного входа толпились поклонники и поклонницы.
— Он не просто великолепно танцевал, — говорит Нина Горюнова. — Это был очень искренний, трогательный артист. Он выходил на сцену, и начинался праздник.
В середине 1950-х Будапештский театр оперетты представлял в Москве «Сильву» Имре Кальмана. Советские зрители восхищались примадонной Ханной Хонти. А она отвечала: да, но у вас есть Владимир Шишкин, лучшего каскадного артиста для творений Кальмана представить трудно.
Австрийские корни
Точное «попадание» в Кальмана — не случайность: по рождению актёр был наполовину австрийцем.
— Его родной отец — выходец из Австрии Вольдемар Дэтке — жил в польском городе Лодзь, имел специальность инженера-текстильщика. В 1918 году он приехал в советскую Россию налаживать лёгкую промышленность, — рассказывает Горюнова.
В Наркомате внешней торговли его внимание привлекла одна из сотрудниц — Вера Папышева. Роман был ярким и бурным. В 1919 году родился сын, тоже Вольдемар. Но контракт старшего Дэтке скоро закончился, оставаться в СССР он не захотел. Через некоторое время Вера вышла замуж за Фёдора Ивановича Шишкина, тоже инженера-технолога, который и усыновил мальчика.
Учился у Таирова
В 16 лет Володя поступил в Московское городское театральное училище при Театре им. Революции. Год учился и в студии при Московском камерном театре у Александра Таирова, где много внимания уделялось движению и пластике. Как вспоминала в своей книге «Моя любовь» его однокурсница киноактриса Лидия Смирнова, Владимир был замечательным партнёром по сцене. В танцклассе девушки за Шишкина буквально дрались.
Начал сниматься в 19 лет
Ещё до окончания учёбы, в 19 лет, Шишкин начал сниматься в кино. Запели его герои не сразу. Но уже в картине «Моя любовь», которая вышла в 1940 году и стала нашим ответом голливудскому «Большому вальсу», Шишкин дирижирует джазовым оркестром, танцует, играет на рояле, поёт. А когда началась война, Центральная студия детских фильмов, где работал Шишкин, была эвакуирована в Алма-Ату. Там в 1944 году он снялся в фильме «Актриса», который определил его дальнейшую судьбу на много лет вперёд.
По сценарию его герой Шурик — актёр Московского театра оперетты, эвакуированного в Казахстан. Фильм завершается коронным номером Шишкина — «Карамболиной».
«Карамболина» стала его визитной карточкой, он включал этот номер во все концерты. Владимир Зельдин вспоминал, что какие бы знаменитые артисты ни выступали в этот день, Шишкина всегда ставили в финал. Считалось, что после него выходить на сцену — самоубийство.
Никто не превзошёл
Первой заметной ролью Шишкина в Московском театре оперетты, где он начал работать в 1950 году, стал молодой клоун Иван в оперетте Исаака Дунаевского «Сын клоуна».
Как вспоминала Татьяна Шмыга, которая играла воздушную гимнастку, Шишкин магнетически воздействовал на публику. Но в историю советской оперетты он вошёл как король каскада — подтанцовки, прыжков, выпадов, которые создают настроение оперетты. Каскады Шишкина так и остались непревзойдёнными.
На знаменитой фотографии танцевального номера из «Сильвы», где Шишкин запечатлён вместе с основателем Московского театра оперетты Григорием Яроном, у Ярона нога поднята на 90 градусов, у Шишкина — на 120.
Званий не имел
Последней ролью Шишкина стал танцмейстер Депрео в оперетте «Катрин». Когда 63-летний актёр выходил на сцену, спрыгивая со ступенек и склоняясь в глубоком поклоне, зрители разражались аплодисментами.
Владимир Шишкин умер в декабре 1986 года. Несмотря на талант и любовь зрителей, он не имел звания ни народного, ни заслуженного. Его похоронили на Митинском кладбище. На гранитном памятнике, недалеко от входа, нет слова «артист», но рамка вокруг имени напоминает театральный занавес, а рядом высечен золотой скрипичный ключ.