«Мосфильму» исполнилось 100 лет. Больше четверти века её возглавляет народный артист России, режиссёр и сценарист Карен Шахназаров. Во многом благодаря ему «Мосфильм» сейчас входит в число лучших киностудий в мире и активно наращивает кино-, теле- и видеопроизводство.
Впервые увидел Смоктуновского — и обомлел
— Карен Георгиевич, с чего начиналась ваша работа на «Мосфильме»?
— Я пришёл на «Мосфильм» в середине 1970-х, так что половину юбилейного срока я там отработал. Как-то в самом начале я стоял у отдела кадров в коридоре, меня брали на договор ассистентом по актёрам. И вдруг смотрю: по коридору Иннокентий Смоктуновский идёт, я не знал, что недалеко гримёрная. Видимо, у него было хорошее настроение. Он шёл, улыбался и, увидев меня, сказал: «Симпатичный мальчишка». Я обомлел. Смоктуновский — большая звезда, он очень нравился мне как актёр. Потом я приглашал его в картину «Город Зеро», он согласился. К сожалению, по срокам у него не получилось, и роль смотрителя музея сыграл Евгений Евстигнеев.
Шутка Оливера Стоуна задела за живое
— Какую первостепенную задачу ставили перед собой, став директором киностудии?
— В то время мы работали на советском оборудовании. Оно было неплохое, но сильно уступало зарубежному. Когда я стал директором студии, мы лет на 20 технологически отставали. Так что нужно было этот разрыв каким-то образом преодолеть. Серьёзный толчок к действиям в этом направлении я получил в 1993 году, когда был членом жюри престижного фестиваля в Шанхае. Там я познакомился с Оливером Стоуном, и мы не то что подружились, но хорошо общались. Он человек обаятельный, интересный. В конкурсе участвовала и российская картина — не лучшая, но и не худшая. Но с точки зрения качества изображения, звука она была хуже всех. И Оливер, проходя мимо меня, с некоторой иронией произнёс: «Ну что, это ваше российское кино?» Он дружески меня поддел, но было неприятно. Этот момент я запомнил. Нынешний «Мосфильм» с точки зрения технологий, производственно-технической базы, конечно, несравним с тем, что было. Сейчас он оснащён самым современным оборудованием, можно любые задачи выполнять в кино. Это абсолютно новый «Мосфильм», в какой-то степени построенный заново, с новыми павильонами, новым киноконцертным комплексом. Я бывал везде и знаю, что наша студия — одна из лучших в мире и однозначно лучшая в Европе. Это заслуга всего нашего коллектива. Замечу, что мы никаких дотаций от государства не получаем, существуем за счёт средств, которые сами зарабатываем.
Для съёмок «Освобождения» подняли несколько дивизий
— Что бы вы ещё назвали слагаемыми успеха «Мосфильма»?
— На «Мосфильме» всегда была какая-то особая атмосфера. Сюда приходили люди из разных мест, с разными биографиями, и те, кто становился мосфильмовцами, впитывали наши традиции. Это всегда была очень многонациональная студия, но даже намёка на какие-то противоречия не было. Мосфильмовцы всегда обладали чувством юмора, и все благополучно уживались. Кстати, раньше «Мосфильм» всегда болел за «Спартак».
— За столетнюю историю киностудии какой, на ваш взгляд, проект был самым масштабным, самым технологически сложным?
— Наверное, это киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение». Пожалуй, он даже более масштабный, чем картина Сергея Бондарчука «Война и мир». Но тут надо понимать, что «Освобождение» снимали в период СССР. Для съёмок было выделено несколько дивизий, участвовали сотни танков, десятки тысяч солдат и офицеров. Фактически вся мощная военная машина Советского Союза работала на картину. Думаю, это самый масштабный проект не только в истории «Мосфильма», но и в истории мирового кино. Даже американцы при их мощи не могли себе позволить такого. Тут, конечно, и огромный талант автора Юрия Николаевича Озерова, сумевшего всё это организовать. Кстати, многие картины — в том числе «Освобождение», «Война и мир» — находились в убитом состоянии, и наши специалисты их буквально спасли.
Почти все сценарии делали с Бородянским
— Большинство сценариев к вашим фильмам написаны вместе с Александром Бородянским. Как сложился ваш творческий дуэт?
— Нас познакомил Георгий Данелия, который по сценарию Бородянского снял свой знаменитый фильм «Афоня». Я тогда хотел писать сценарий к тому, что потом стало фильмом «Дамы приглашают кавалеров». С Александром Эммануиловичем мы почти ко всем моим картинам делали сценарии. Он выдающийся кинодраматург, настоящий классик нашего кинематографа. Я многому у него научился и благодарен за многолетнее сотрудничество.
— Как происходила совместная работа? Бывало, что спорили?
— Споры, конечно, были, но никогда не было принципиальных разногласий. Единственный спор, который возникал, касался того, кто из нас сядет к столу и будет записывать. Потом мы, конечно, менялись. Правда, Саша всегда всё перепечатывал сам, поскольку писали мы от руки. Саша больше, чем просто мой соавтор, он друг, почти родственник. Он знал всех моих жён, видел всех моих детей маленькими. Всю мою жизнь. Много мне помогал, когда было необходимо, в том числе морально поддерживал. Он необыкновенно обаятельный и добросердечный человек, что не мешает ему быть очень принципиальным.
Конкуренции не боимся
— Насколько сейчас загружен «Мосфильм»?
— Загрузка у нас стопроцентная. В год у нас снимается по 120-140 кинопроектов и где-то 80 телепроектов. Загрузка выше, чем в советское время. Но российскому кинематографу следовало бы увеличить выпуск до 300-350 картин в год. Шансы хорошие, потому что западное кино почти ушло с нашего рынка. Но это не моя зона ответственности. С точки зрения «Мосфильма» могу сказать, что у нас достаточно мощностей, чтобы увеличить общее количество картин.
— Киностудию имени Горького собираются превратить в современный кинематографический центр. Уже открылся кинопарк «Москино». Не будут ли они конкурентами «Мосфильма»?
— Учитывая, что надо бы наращивать количество картин, это хорошо. Мы будем дополнять друг друга. В советские времена были и Киностудия имени Горького, и «Ленфильм», и Свердловская киностудия, и ещё 14 киностудий в союзных республиках. Все уживались. Мы в принципе не боимся никакой конкуренции. К тому же построить студию, подобную «Мосфильму», очень сложно. Кроме того, нужны кадры. Хороших специалистов всегда не хватает. Мы их сами себе выращиваем: у нас есть курсы, причём бесплатные, куда мы приглашаем молодых людей с высшим образованием и готовим из них киноинженерный состав.
Искусственный интеллект успешно освоил дубляж
— Искусственный интеллект всё больше завоёвывает мир. Не приведёт ли это к бунтам тех, кто оказался в кино ненужным?
— Надеюсь, я не доживу до того времени. Мы стараемся отслеживать новые веяния в современных технологиях. У нас есть внутренний дайджест по всем иностранным разработкам. Пока искусственный интеллект довольно успешно работает в дубляже: можно дублировать без всякого участия актёров. Но это не очень серьёзно влияет на наше кинопроизводство…