Больше 500 лет назад в районе современной улицы Исаковского стоял деревянный храм Святой Параскевы Пятницы. Его приход составляли крестьяне села Острогино, которое позже было переименовано в Строгино.
У храма не совсем обычная судьба. Он не сохранился до наших дней, но не по вине большевиков. Любопытные подробности об истории Строгина и Пятницкого храма обнаружил более 100 лет назад протоиерей Николай Скворцов — историк и учёный.
Церковную землю оставили за собой
По всей видимости, деревянный храм в Острогине был уничтожен в начале 1600-х годов, когда неподалёку располагался лагерь Лжедмитрия II. Церковь заново не отстроили. Однако в 1631 году в архивных документах по-прежнему фигурировало её имущество: «церковной пашни пол-выти, сена церковного 3 десятины» (около 5 га полей и лугов. – Ред.). А уже в 1680 году, как выяснил историк, «священник села Хорошова Григорий Исидоров объявил, что этою церковной землёю почему-то владеют крестьяне деревни Острогина, которая состоит в приходе села Хорошова».
Объяснение напрашивается простое. По окончании Смуты полностью восстановить хозяйство в разорённых сёлах удалось не всем. Построить новый храм вместо разрушенного крестьянская община в Острогине не смогла. Но и отказываться от церковной земли, урожай с которой раньше поступал в распоряжение священнослужителей, был не резон. Вот сельчане и решили оставить её за собой.
Почему церкви приходили в запустение
Оказывается, по упоминанию населённого пункта в дореволюционных архивных документах можно было определить, есть в нём храм или нет. Так, согласно словарю Даля, селом называли крупное поселение, в котором, в отличие от деревни, как правило, был храм. Поэтому и Острогино после разрушения храма стали называть в документах «деревней — бывшим селом».
В 1690 году деревню Острогино из царской казны пожаловали в вотчину боярину Мартиньяну Нарышкину. В архивных книгах появились новые записи. Так, стало известно, что к тому времени на месте бывшей церкви построили деревянную часовню, в которой находились два образа святой Параскевы Пятницы. Интересно объяснение отца Николая Скворцова, по какой причине некоторые храмы в России приходили в запустение и разрушались.
«У русских всегда была любовь строить и украшать храмы», — писал он в 1905 году в книге «Уничтоженные в Московском уезде церкви». Однако порой «приступали к созиданию не только храма, но и монастыря без надлежащих средств». Потом не удавалось содержать клир, в церкви переставали служить, и она запустевала. А если храм строил на свои деньги помещик, то после его смерти крестьяне по бедности не могли его ремонтировать и тем более построить новый вместо сгоревшего или разрушенного.
Статус вернуть не смогли
За 300 с лишним лет после разрушения храма Святой Параскевы Пятницы Острогину так и не удалось вернуть себе утерянный статус села. В 1887 году крестьяне смогли найти средства на постройку только каменной часовни. Её возвели вместо ветхой деревянной, но освятили уже в честь святого князя Александра Невского (не сохранилась).
Как писал историк протоиерей Николай Скворцов, так увековечили драматическое событие — спасение от покушения императора Александра III. Неудавшийся теракт планировали народовольцы, среди которых был старший брат Владимира Ленина Александр Ульянов, впоследствии казнённый. Покушение планировалось в марте 1887 года — в шестую годовщину убийства отца императора, Александра II Освободителя.
В той же книге отец Николай Скворцов эмоционально отметил неудачное, по его мнению, переименование деревни: «Совершенно напрасно название «Острогино», обозначающее древнюю искусственную земляную постройку преимущественно на береговых выступах в виде мыса или острого рога, острога, острого угла, изменено в какое-то Строгино».