Москва. Северо-Западный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 21 Авг 2024 в 17:33 | Текст: Татьяна ЩЕРБАКОВА

Как Карамышево стало частью канала Москва — Волга

Как Карамышево стало частью канала Москва — Волга
Фото: Андрей Дмытрив

Канал Москва — Волга, построенный в 1932-1937 годах, не только обеспечил столицу питьевой водой, но и разрешил вопросы судоходства. Для этого понадобилось спрямить излучины Москвы-реки.

Километр напрямик

Изгиб в селе Карамышеве выпрямили, проложив судоходный канал. Как сообщал журнал «Архитектура Москвы» в 1937 году, его длина составила 1 км, вместо восьми — если бы суда шли по речной излучине мимо деревень Фили и Кунцево. Сохранились любопытные подробности о перенесении десятков одно- и двухэтажных домов в селе Карамышеве, на месте которых было намечено рыть судоходный канал глубиной 30 метров. Оказывается, уже в 1930-х годах умели передвигать дома, а не сносить их.

«Контора по передвижке зданий, созданная в 1936 году при Московском совете, выросла в настоящее время в мощный трест, — приводили «Известия» слова главного инженера этого необычного треста Эммануила Генделя. — В 1937 году трест передвинул несколько зданий на трассе канала Москва — Волга недалеко от Серебряного Бора. Одно из этих зданий, имевшее в плане форму буквы П, пришлось распилить на три части. На новом месте их сдвинули в прямую линию».

Всё рассчитали сами

Передвижку сельских домов в Карамышеве можно назвать несложным делом для команды талантливого инженера-изобретателя. К тому времени она уже умела передвигать многоэтажные здания с помощью мощных домкратов. Как подчеркивал Гендель, «до всего пришлось добираться самим. Заимствовать заграничный опыт мы не могли. Иностранные фирмы, ведущие такую работу, держат в секрете конструктивные элементы и расчёты».

Все 11 шлюзов канала Москва — Волга имеют уникальный архитектурный облик. Но Карамышевский шлюз №9 выглядит особенно монументально. Высокими стройными башнями он напоминает итальянские палаццо. И это понятно — ведь Карамышевский шлюз открывал вход в московское речное пространство. Пассажиры судов словно вплывали в столицу через парадные ворота.

Решение автора проекта Алексея Рухлядева было идеальным.

«Основная задача, стоявшая перед проектировщиком, заключалась в том, чтобы дать выразительный силуэт всей плотине», — отмечалось в журнале «Архитектура СССР» в 1936 году.

«Производить радостное и бодрое впечатление»

Перед архитекторами ставили непростую задачу: техническое сооружение должно было производить «радостное и бодрое» впечатление, а колоссальные гидравлические конструкции — вписаться в ландшафт. Добиться такого эффекта удалось проектировщикам всех шлюзов. А у Карамышевского даже создали насыпной склон, который засадили фруктовыми деревьями.

Кстати, Карамышевский шлюз — самый удобный, чтобы во всех подробностях рассмотреть и архитектурные особенности башен, и понаблюдать за шлюзованием. Москвичам нравится, чтобы обзор был доступен с эффектной высокой точки — с Карамышевского моста. Он оборудован тротуаром и расположен почти над шлюзом. Главное, чтобы посчастливилось застать проход какого-нибудь судна. Они здесь бывают нечасто.

Читайте также

Послушницу монастыря из села Щукино расстреляли за веру

Татиана Грибкова не выдала знакомых священников даже под страхом смерти

08 Авг 2024 в 10:43

В Щукине почти 30 лет проработал известный испанский учёный

СССР стал второй родиной Для Хуана Планельеса

31 Июл 2024 в 18:17

Овраг в парке «Митино» напоминает о чуде

Всех желающих приглашают на прогулку по вотчине Чудова монастыря

15 Июл 2024 в 11:40

Опрос
На Туристской ночью мужчина открыл стрельбу из-за слишком громкой музыки в машине подъехавших к дому молодых людей. А как, по-вашему, надо таких наказывать?
Загрузка ... Загрузка ...
Яндекс.Метрика