Канал Москва — Волга, построенный в 1932-1937 годах, не только обеспечил столицу питьевой водой, но и разрешил вопросы судоходства. Для этого понадобилось спрямить излучины Москвы-реки.
Километр напрямик
Изгиб в селе Карамышеве выпрямили, проложив судоходный канал. Как сообщал журнал «Архитектура Москвы» в 1937 году, его длина составила 1 км, вместо восьми — если бы суда шли по речной излучине мимо деревень Фили и Кунцево. Сохранились любопытные подробности о перенесении десятков одно- и двухэтажных домов в селе Карамышеве, на месте которых было намечено рыть судоходный канал глубиной 30 метров. Оказывается, уже в 1930-х годах умели передвигать дома, а не сносить их.
«Контора по передвижке зданий, созданная в 1936 году при Московском совете, выросла в настоящее время в мощный трест, — приводили «Известия» слова главного инженера этого необычного треста Эммануила Генделя. — В 1937 году трест передвинул несколько зданий на трассе канала Москва — Волга недалеко от Серебряного Бора. Одно из этих зданий, имевшее в плане форму буквы П, пришлось распилить на три части. На новом месте их сдвинули в прямую линию».
Всё рассчитали сами
Передвижку сельских домов в Карамышеве можно назвать несложным делом для команды талантливого инженера-изобретателя. К тому времени она уже умела передвигать многоэтажные здания с помощью мощных домкратов. Как подчеркивал Гендель, «до всего пришлось добираться самим. Заимствовать заграничный опыт мы не могли. Иностранные фирмы, ведущие такую работу, держат в секрете конструктивные элементы и расчёты».
Все 11 шлюзов канала Москва — Волга имеют уникальный архитектурный облик. Но Карамышевский шлюз №9 выглядит особенно монументально. Высокими стройными башнями он напоминает итальянские палаццо. И это понятно — ведь Карамышевский шлюз открывал вход в московское речное пространство. Пассажиры судов словно вплывали в столицу через парадные ворота.
Решение автора проекта Алексея Рухлядева было идеальным.
«Основная задача, стоявшая перед проектировщиком, заключалась в том, чтобы дать выразительный силуэт всей плотине», — отмечалось в журнале «Архитектура СССР» в 1936 году.
«Производить радостное и бодрое впечатление»
Перед архитекторами ставили непростую задачу: техническое сооружение должно было производить «радостное и бодрое» впечатление, а колоссальные гидравлические конструкции — вписаться в ландшафт. Добиться такого эффекта удалось проектировщикам всех шлюзов. А у Карамышевского даже создали насыпной склон, который засадили фруктовыми деревьями.
Кстати, Карамышевский шлюз — самый удобный, чтобы во всех подробностях рассмотреть и архитектурные особенности башен, и понаблюдать за шлюзованием. Москвичам нравится, чтобы обзор был доступен с эффектной высокой точки — с Карамышевского моста. Он оборудован тротуаром и расположен почти над шлюзом. Главное, чтобы посчастливилось застать проход какого-нибудь судна. Они здесь бывают нечасто.