Москва. Северо-Западный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 21 Авг 2024 в 17:33 | Текст: Татьяна ЩЕРБАКОВА

Как Карамышево стало частью канала Москва — Волга

Как Карамышево стало частью канала Москва — Волга
Фото: Андрей Дмытрив

Канал Москва — Волга, построенный в 1932-1937 годах, не только обеспечил столицу питьевой водой, но и разрешил вопросы судоходства. Для этого понадобилось спрямить излучины Москвы-реки.

Километр напрямик

Изгиб в селе Карамышеве выпрямили, проложив судоходный канал. Как сообщал журнал «Архитектура Москвы» в 1937 году, его длина составила 1 км, вместо восьми — если бы суда шли по речной излучине мимо деревень Фили и Кунцево. Сохранились любопытные подробности о перенесении десятков одно- и двухэтажных домов в селе Карамышеве, на месте которых было намечено рыть судоходный канал глубиной 30 метров. Оказывается, уже в 1930-х годах умели передвигать дома, а не сносить их.

«Контора по передвижке зданий, созданная в 1936 году при Московском совете, выросла в настоящее время в мощный трест, — приводили «Известия» слова главного инженера этого необычного треста Эммануила Генделя. — В 1937 году трест передвинул несколько зданий на трассе канала Москва — Волга недалеко от Серебряного Бора. Одно из этих зданий, имевшее в плане форму буквы П, пришлось распилить на три части. На новом месте их сдвинули в прямую линию».

Всё рассчитали сами

Передвижку сельских домов в Карамышеве можно назвать несложным делом для команды талантливого инженера-изобретателя. К тому времени она уже умела передвигать многоэтажные здания с помощью мощных домкратов. Как подчеркивал Гендель, «до всего пришлось добираться самим. Заимствовать заграничный опыт мы не могли. Иностранные фирмы, ведущие такую работу, держат в секрете конструктивные элементы и расчёты».

Все 11 шлюзов канала Москва — Волга имеют уникальный архитектурный облик. Но Карамышевский шлюз №9 выглядит особенно монументально. Высокими стройными башнями он напоминает итальянские палаццо. И это понятно — ведь Карамышевский шлюз открывал вход в московское речное пространство. Пассажиры судов словно вплывали в столицу через парадные ворота.

Решение автора проекта Алексея Рухлядева было идеальным.

«Основная задача, стоявшая перед проектировщиком, заключалась в том, чтобы дать выразительный силуэт всей плотине», — отмечалось в журнале «Архитектура СССР» в 1936 году.

«Производить радостное и бодрое впечатление»

Перед архитекторами ставили непростую задачу: техническое сооружение должно было производить «радостное и бодрое» впечатление, а колоссальные гидравлические конструкции — вписаться в ландшафт. Добиться такого эффекта удалось проектировщикам всех шлюзов. А у Карамышевского даже создали насыпной склон, который засадили фруктовыми деревьями.

Кстати, Карамышевский шлюз — самый удобный, чтобы во всех подробностях рассмотреть и архитектурные особенности башен, и понаблюдать за шлюзованием. Москвичам нравится, чтобы обзор был доступен с эффектной высокой точки — с Карамышевского моста. Он оборудован тротуаром и расположен почти над шлюзом. Главное, чтобы посчастливилось застать проход какого-нибудь судна. Они здесь бывают нечасто.

Читайте также

Как село Острогино стало деревней Строгино

В Смутное время крестьяне не смогли построить новый храм на месте разрушенного

20 Дек 2024 в 10:34

В революционных боях участвовали рабочие завода «Проводник»

В 1917-м Москва покраснела от тушинских

06 Дек 2024 в 09:06

Порох для «катюш»

90 лет назад в Менделеевском институте создали кафедру технологии порохов

27 Ноя 2024 в 11:11

В Покровском-Стрешневе планировали создать грандиозный гидропарк

90 лет назад проект разработал знаменитый архитектор Михаил Коржев

20 Ноя 2024 в 08:20

Опрос
Что вы предпочитаете смотреть по телевизору на Новый год?
Загрузка ... Загрузка ...
Яндекс.Метрика