С улиц постепенно сходит снег, и на дорогах в сезон перепада температур становится больше ям. В эту пору года работы у коммунальных служб — через край. Если сразу не поставить заплатку, в ямке скопится вода, ночью замёрзнет, а ямка увеличится. Вот почему свежие разрушения коммунальные службы обязаны заделать в течение трёх-четырёх дней, а аварийные, глубиной 5 сантиметров, — и вовсе в течение суток.
Мониторят каждый день
На дороге у дома 45 на Пятницком шоссе слышится дробь отбойных молотков. Около автобусной остановки — несколько небольших ямок. Ремонтом занимается бригада мастера ГБУ «Автомобильные дорога СЗАО» Анатолия Малышева.
— Мы каждый работаем в каком-то из районов. Вчера были в Щукине, позавчера — в Куркине. Сегодня — в Митине, — говорит мастер.
В дорожной сфере Анатолий работает уже 30 лет. В молодости окончил автодорожный техникум. Работать начинал в Пензенской области, где построил больше сотни километров новых дорог. Спрашиваю: какие машины сильнее всего разбивают дорожное полотно?
— Чем больше вес, тем сильнее износ. Вот на остановке ямы появились, потому что постоянно подъезжают автобусы. А вес у каждого — как у большого грузовика, — поясняет Анатолий.
Каждый день мастера дорожно-эксплуатационных участков из «Автодорог СЗАО» объезжают свои районы по несколько раз, чтобы вовремя обнаружить ямы. За состоянием дорожного полотна следят также сотрудники ГИБДД, представители ОАТИ. Ямы на дорогах выявляются и через систему уличного видеонаблюдения. Кроме того, присылают сообщения о дорожных дефектах на портал «Наш город» жители. Каждое сообщение берётся в работу.
Маленькие трещины тоже уберут
Рабочие убирают асфальт не только из ямы, но и вокруг. Удивляюсь: зачем снимать покрытие рядом?
— От ям идут малозаметные трещины. Не уберёшь — попадёт вода. Так что со временем трещины тоже станут ямами, — объясняет Анатолий.
Подъезжает КамАЗ с литой чёрной смесью. Внешне она напоминает сгущёнку. Смесь быстро заполняет участок. От неё идёт пар. Подношу руки и сразу чувствую тепло, как от костра: вспоминаются лето, лес, рыбалка.
— Ближе руки не подноси! Температура смеси — 200 градусов! Дотронешься — ожог будет, — одёргивает меня Анатолий.
Схватится за несколько часов
На свежую заплатку — дорожники называют её ремонтной картой — посыпают мелкий гранитный щебень. Иначе она будет скользкой, как лёд. Отремонтированный участок огораживают решётками с дорожными знаками, пластиковыми блоками и светоотражающими оранжевыми конусами, чтобы машины не заехали и не выдавили свежий асфальт.
— Смесь должна схватиться. Чем холоднее на улице, тем меньше времени нужно. Сейчас лёгкий морозец: ремонтная карта на дороге затвердеет за четыре-пять часов. Но на остановках общественного транспорта заплатку огораживаем на сутки, чтобы тяжёлые автобусы её не продавили, — поясняет Анатолий.
Рабочие собирают инструмент и едут на Дубравную улицу — ремонтировать следующую яму. А сделанная заплатка прослужит не меньше года: таковы требования к качеству.
— Вот, видите: здесь ещё одна заплатка рядом. Мы её прошлым летом делали. Ни одной трещины не появилось! — говорит мастер.
Куда сообщать о ямах
Сообщить о яме на дороге можно на портал «Наш город» gorod.mos.ru. Потребуется точно указать адрес и приложить фотографию. Когда яму заделают, на портале появятся сообщение и фотоотчёт о выполненных работах. Также пожаловаться по поводу ямы на дороге можно в управу своего района.