Режиссёр и продюсер Алексей Учитель хорошо известен зрителю. В числе его работ — фильмы «Дневник его жены», «Космос как предчувствие», «Цой», «Стрельцов». Сам он говорит, что он «человек многоликий», ведь он ещё художественный руководитель киностудии «Рок», президент международного кинофестиваля «Послание к человеку», который проводится в Санкт-Петербурге, кроме того, у него есть режиссёрская мастерская во ВГИКе. Не удивительно, что планов у Алексея Ефимовича громадьё. С разговора о них и началась встреча с народным артистом России.
По сценарию Александра Терехова
— Алексей Ефимович, над чем сейчас работаете?
— Как режиссёр я начал подготовительную работу к съёмкам фильма-притчи о Шостаковиче. Сценарий будущего фильма написал замечательный писатель и сценарист Александр Терехов. Над проектом мы работаем уже два года. Как ни парадоксально, ни одного фильма о Шостаковиче, я имею в виду игрового, в нашей стране не создано. Это будет очень мощная история с огромным количеством поворотов, и я думаю, что чисто по-зрительски она получится интересной.
Если говорить о киностудии, то у нас в запуске фильм «Волонтёр» по сценарию режиссёра Александра Рогожкина, которого, к сожалению, уже нет с нами. Его сценарий был нами выкуплен. Картину в конце февраля начнёт снимать молодой режиссёр Станислав Светов. И мы уже почти закончили монтаж нашего головного проекта по известному мультфильму «Летучий корабль». Это игровой фильм с уникальным набором актёров, он сделан примерно в одном жанре с «Чебурашкой». Надеемся, что картина выйдет к следующему Новому году.
Открыл Пегову, Лядову
— Вам интереснее работать с молодыми актёрами, которых можно подстроить под себя, или с именитыми?
— Правил нет. Может быть и так и сяк. В любом случае в кино на экране важен результат. С известными актёрами интересно работать, когда они играют роли, с которыми ещё не сталкивались. Следовать по пути, по которому уже прошёл этот актёр, не так интересно. А что касается молодых актёров — это такой почти спортивный азарт: открыть новые имена. В моей жизни было много такого везения, мне попадались уникальные и замечательные актёры и актрисы — это и Ира Пегова, и Лена Лядова, и Женя Цыганов, и ещё несколько имён могу назвать.
Мне интересен опыт 17-летних
— Бытует мнение, что современное поколение совсем не то, что было раньше, молодёжь менее образованна. Согласны ли вы с этим?
— Нельзя всех стричь под одну гребёнку. Жизнь в глубинке отличается от жизни в Москве или Петербурге. Вдали от столиц ребята, например, не могут часто ходить в театры, смотреть какие-то интересные постановки. Но если человек серьёзно относится к своей будущей профессии, он это компенсирует. Так что всё индивидуально. Конечно, молодёжь более продвинута в плане компьютерных технологий. Надо это принять. Скажем, мои дочки, которым 9 и 13 лет, не вылезают из телефона и компьютера, но при этом я вижу, что они что-то всё время снимают, что-то показывают, поют, танцуют.
— Когда-то на режиссёрский факультет принимали в основном людей зрелых, с жизненным опытом. Сейчас в режиссёры порой стремятся уже со школьной скамьи. Как к этому относитесь?
— Я не боюсь, что ко мне поступают сразу после окончания школы. Кстати, 80% — девушки, хотя профессия во всех смыслах очень сложная. Если мастерская состоит из семнадцатилетних ребят и людей зрелого возраста, ничего плохого в этом нет. Наоборот, это помогает. Мне, например, очень интересен опыт семнадцати-двадцатилетнего человека. А потом, не надо забывать, что зритель приходит в кино в основном молодой.
Каждый месяц — по фильму событию
— Современный зритель пока ещё скептически относится к отечественному кино. Как думаете, сколько времени нужно, чтобы это изменилось?
— Не думаю, что так уж скептически. Все знают, что под новогодние праздники выходят фильмы, которые обязательно нужно посмотреть. Мы, как правило, имеем двечетыре картины такого уровня. Вот когда у нас каждый месяц будет выходить хотя бы по одному российскому фильму-событию, думаю, самые закоренелые скептики будут иначе воспринимать наш кинематограф.