В конце XIX века Покровское-Стрешнево было популярным дачным местом. Одной из самых известных дачниц была знаменитый модельер Надежда Ламанова.
Свой домик в усадьбе
Уникальный модельер, поставщик императорского двора, Надежда Ламанова одевала дам высшего света — великую княгиню Елизавету Фёдоровну, актрис Ольгу Книппер-Чехову и Веру Холодную… В конце 1890-х годов Ламанова вышла замуж за успешного юриста Андрея Каютова, дача которого располагалась в Покровском-Стрешневе. По воспоминаниям современников, Надежда Ламанова сразу же стала любимой портнихой княгини Евгении Шаховской — владелицы усадьбы. Она даже подарила Ламановой павильон «Елизаветино» — уютный двухэтажный домик.
Обеспечивала сирот жильём и питанием
— Существует несколько версий знакомства Надежды Петровны и Андрея Павловича. Наиболее вероятно, что они познакомились на одном из благотворительных базаров, устроенных для нужд детей-сирот, поскольку из архивных дел и мемуаров известно, что и Каютов, и Ламанова принимали активное участие в различных благотворительных мероприятиях, — говорит Алла Соловская, руководитель инициативной группы «Виртуальный музей Lamanova.com».
По воспоминаниям одной из учениц Ламановой, в начале 1900-х годов она, оставшись сиротой, устроилась в мастерскую модельера. Девочек здесь обеспечивали одеждой, жильём и питанием в течение пяти лет. При мастерской была организована общеобразовательная школа. Ученицам, желающим получить полное образование, помогали сдать экзамены в гимназию.
Также известно, что Андрей Каютов, будучи старостой храма, около девяти лет содержал за свой счёт прекрасный любительский церковный хор.
Основоположник советской моды
Интересно, что после революции Ламанова стала основоположницей советской моды. А её работы представил отдел моды СССР на Всемирной выставке в Париже. Яркие воспоминания об этом остались у скульптора Нины Зеленской.
— В 1925 году СССР выступал на Всемирной выставке в Париже. Что мы тогда, голые, голодные и босые, могли выставлять, я не знаю, — вспоминала скульптор.
Однако Надежда Петровна была необыкновенно изобретательна.
— Платья были сделаны из настоящих деревенских понёв и деревенских вышивок. Украшения в виде бус — крашеный горох, — рассказывала Зеленская.
Шляпки Ламанова решила сделать из окрашенной рафии — тонкой соломки, которая обычно служит основой для шляп: потом её покрывали шёлком или бархатом.
В итоге Париж был покорён её нарядами. Отдел мод советского павильона произвёл сенсацию.
Стиль «накалывание»
У Ламановой был особый стиль работы — «накалывание». — Она набрасывала ткань на стоящую перед ней заказчицу и, подумав одно лишь короткое мгновение, располосовывала эту чудесную дорогую ткань большими, очень острыми ножницами, что приводило меня, а ещё более, должно быть, заказчицу в трепет, — вспоминал о модельере её родственник Владимир Матов. — Затем выхватыва ла изо рта, полного булавок, несколько штук, прикалывала где-то что-то, окончательно отрезала теми же ножницами какие-то излишки и говорила: «Вот, пожалуй, и всё, милочка, идите».
Руки хирурга и скрипача
По словам другой её современницы, Раисы Захаржевской, руки Ламановой в момент работы напоминали руки хирурга и скрипача, скульптора и графика. Она так напряжённо и долго работала над нарядом, что однажды молодая актриса упала в обморок, не выдержав многочасового стояния в качестве модели.
— Эти руки из ткани лепили складки, рисовали светотень, проводили графические линии, создавали объём. Она была великолепным живописцем, — вспоминала Захаржевская. Модели Ламановой выставлялись в Париже.
Понимающие люди говорили, что все Кардены всех времён не заменят одной Ламановой.