Игорь Гордин хорошо известен зрителю. На счету у заслуженного артиста РФ длинный перечень ролей в театральных постановках и кинофильмах, среди которых «Дети Арбата», «Большое зло и мелкие пакости», «Небесная жизнь», «Гибель империи», «Дубровский». Мы встретились с артистом в ДК ЗИЛ, где проходят читки нового романа «Саша, привет!» Дмитрия Данилова. Произведение стало основой постановки Театра наций, а Гордин играет в ней главного героя.
Ставим антиутопию
— Игорь, расскажите о своей новой роли.
— Сюжет произведения разворачивается в будущем, где в обществе существует весьма изощрённая система наказаний. Под смертную казнь можно попасть в том числе за моральные преступления. Мой герой — филолог, преподаватель литературы, осуждённый за связь с двадцатилетней девушкой, которая в новом обществе считается несовершеннолетней. При этом Саша — это… пулемёт, инструмент смертной казни. Сергей не знает, как запрограммировано орудие, и ежедневно мучится мыслью: выстрелит сегодня Саша ему в спину или нет. Надо сказать, эту книгу я прочитал на одном дыхании ещё в электронном варианте. И когда мне предложили сыграть главного героя, согласился сразу. Но когда получил адаптированный сценарий, расстроился: от романа остались крохи.
— Работа над ролью была сложной?
— Непростой. Нам достался «горячий пирожок». Было восемь вариантов сценария! В результате обсуждения с режиссёром Маратом Гацаловым мы сделали упор на лирической линии. Ближе к выпуску спектакля появились музыка, сценография — тогда всё сложилось в единую картину.
С тёщей на съёмках
— Что для вас сегодня важнее: театр или кино?
— Всегда театр был актуальнее: им я занимаюсь уже лет сорок. А кино — лишь последние 20 лет. Я всегда повторяю, что актёра нужно смотреть на сцене, а не на экране. Когда ты в кадре, должен сделать всё на раз, выдать мгновенный результат. Многое зависит от того, кто смотрит в камеру, кто режет на монтажном столе. Театр же предполагает вдумчивый разбор материала и выстраивание своей партитуры роли. Но в целом моя задача и там и там — честно сделать свою работу.
— В одном из последних фильмов — «Ампир» — вы снимались со своей тёщей Верой Алентовой. Как вам было находиться на одной съёмочной площадке?
— Всё было очень быстро: снимались вроде вместе, но раздельно. Не соприкасались на съёмках ни разу. У меня было всего два дня на площадке. Сыграл свои сцены и всё. Я, кстати, так и не посмотрел пока, что вышло.
За обеденным столом роли не обсуждаем
— Ваша жена — Юлия Меньшова. Легко ли в такой творческой семье абстрагироваться от актёрской профессии дома? За обеденным столом разбора ролей не происходит?
— Ой, ну вот такого, чтобы мы садились и обсуждали, кто сегодня как сыграл, — нет. Всё очень индивидуально, у каждого из нас свой путь и своё представление о роли, как правильно надо сыграть. Юля, конечно, может сделать замечания. Но уже после премьеры. Она порой скажет: вот здесь было бы вот так поинтереснее, а вот здесь носки другие мог бы надеть…
— Вы по натуре человек вообще мягкий, уступчивый?
— Дома я стараюсь избегать любых конфликтов, предпочитаю аккумулировать энергию, чтобы потом выдавать её на сцене.
Я заядлый грибник
— В свободное время чем любите заниматься?
— Читаю, отдыхаю. В театре я чаще всего сталкиваюсь с классикой: Пушкин, Чехов, Достоевский. Поэтому так сложилось: люблю их читать. Современную прозу тоже читаю. Когда же выдаются выходные, стараюсь выехать на природу, попутешествовать.
— Есть любимые места?
— Моё место притяжения — Санкт-Петербург, где я родился и вырос, и всё, что вокруг: Финский залив, Карельский перешеек. Обычно у нас собирается большая компания друзей. Мы снимаем коттедж на несколько семей и идём по грибы. Я заядлый грибник, при этом нравится только процесс, есть грибы я не очень люблю.
Первый возобновил съёмки «Екатерины Великой»
— И последний вопрос: где вас можно увидеть, что с новыми съёмками?
— По-прежнему меня можно увидеть в театре. И не в одном, а в разных — это и МТЮЗ, «Современник», МХТ, Театр наций. Ролей у меня, слава богу, много. В кино тоже снимаюсь. Первый канал возобновил съёмки исторического сериала «Екатерина Великая». Я играю в нём необычную для себя роль графа Бестужева. По сценарию учителю и наставнику Екатерины под семьдесят, он уже при смерти. Я у режиссёра даже спросил: «Почему я-то? Не рано ли ещё на покой?» Но, тем не менее, благодаря гримёрам удачно добиваемся превращения меня в пожилого человека.