Художница Мария Сафронова с улицы Демьяна Бедного стала участницей выставки «Новая красивая выставка. Весна», открывшейся в «Зарядье». Выпускницу Художественного института им. В.И.Сурикова и Института современного искусства, финалиста премии Кандинского-2012 называют одной из перспективных художниц России. Её монументальную роспись можно увидеть на стене собора Святителя Николая Чудотворца в Нью-Йорке, а картины в стиле нового реализма — в коллекциях Московского музея современного искусства и музея современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге.
Вдохновение, подаренное метро
Творческий талант Марии раскрылся ещё в детстве.
— Мои родители, оба маишники, далеки от искусства, — улыбается Мария. — Но так уж вышло, что я без особого труда окончила художественную школу, поступила в Суриковский и уже на последних курсах стала выставляться на российских и зарубежных художественных выставках.
По словам Марии, для неё всегда было важно, чтобы в её работах люди узнавали окружающую жизнь. Поэтому первым её большим творческим проектом стала серия «Подземка».
— Тогда я много ездила на метро, наблюдала за людьми, — говорит она. — А тоннели метро мне казались символическими норами, через которые проходит человеческая жизнь.
«Пророческие» картины
«Подземку», выставленную в 2010 году на «Винзаводе», заметили. А Марию стали приглашать на другие площадки.
Серию работ «Распорядок дня» даже приобрёл крупнейший в Санкт-Петербурге частный музей современного искусства «Эрарта». Они были написаны Марией после того, как она лежала в больнице, и, по сути, представляют хронометраж жизни пациентов: «7.00. Подъём. Палата», «7.20. Умывание. Туалет», «8.30. Анализы. Процедурная»…
А некоторые картины Марии оказываются «пророческими». Незадолго до пандемии она написала серию работ, посвящённую урокам ОБЖ в школе. На них школьники в костюмах химзащиты и в противогазах.
— Кто бы мог подумать, что скоро мы увидим таких же персонажей на улице! — улыбается Мария.
Детский манеж изумил англичан
Одна из центральных тем в работах Марии — тема взросления. Её дочери 17 лет, сыну — 12. И конечно, с самого раннего детства они привыкли быть моделями.
— Однажды мы с годовалой дочкой сидели в очереди в поликлинике, — вспоминает художница. — А у кабинета был манеж для малышей. Под впечатлением увиденного я написала картину «Манеж»: манеж в поликлинике, в нём маленькие дети… Эта работа сейчас находится в Лондоне, в частной коллекции. Как-то мне пришёл отдельный запрос от владельцев с просьбой объяснить: как это возможно, что дети находятся в таком небольшом пространстве? Пришлось объяснять, что такое детский манеж. И что это просто реализм.
Расписал собор в Нью-Йорке Муж Марии, Антон Кузнецов, тоже художник. Они познакомились ещё на 1-м курсе и над первыми проектами работали вместе.
— Нам даже посчастливилось расписать стены собора Святителя Николая Чудотворца в Нью-Йорке, — говорит Сафронова. — Тогда, в 2003 году, профессор монументальной мастерской Евгений Максимов пригласил некоторых выпускников участвовать в этом международном проекте. Времени на работу дали совсем мало — три недели, а масштаб был впечатляющ, — рассказывает Мария.
После этого она стала понемногу писать иконы.
— Мне нравится старая технология, где всё нужно делать руками. Бывают периоды, когда я целыми месяцами пишу только иконы. Ну а сейчас вместе с мужем Мария работает над серией работ, посвящённых пчёлам.
Эту и другие новости теперь можно найти ВКонтакте и Телеграме.