Александр Изотов из Южного Тушина по профессии электромонтажник. А в свободное время делает редкие народные музыкальные инструменты. Чего только нет в его коллекции — гусли, пыжатки, калюки, кугиклы, гудки, тверские и курские рожки, просвирелки… Большую часть из них он передал ансамблю русской песни «Весняночка» в культурном центре «Салют».
Гусли из подоконника
Всё началось, когда Александр увидел по ТВ выступление кубанских казаков.
— Меня поразили их бамбуковые флейты, и я загорелся желанием сделать такую же, — рассказал он «СЗ». — Разобрал старую бамбуковую удочку, проделал в ней дырочки и смастерил дудочку. Больше всего меня удивило то, что она сразу получилась.
Вторая попытка сделать музыкальный инструмент своими руками Александру тоже удалась.
— Неподалёку как раз готовили к сносу старый дом, там я нашёл цельный деревянный подоконник, оторвал и сделал из него гусли, — делится Александр. — Струны для них я взял гитарные, а колки — от старого фортепиано.
Гусли получились так хороши, что Александра даже уговаривали их продать.
Рога должны быть настоящие
В итоге Александр решил получить ещё и музыкальное образование. Уже работая электромонтажником, окончил музыкальное училище. Но по своей специальности «руководитель народного хора» работать не стал.
— Зато я познакомился с известным этнографом, собирателем русского фольклора и певцом Сергеем Старостиным. Он свёл меня с мастерами, которые делают старинные музыкальные инструменты. У них я перенял техники и научился выбирать материалы, — делится Изотов.
По словам Александра, гусли лучше всего получаются из сосны, пыжатки — из клёна, а многоствольные флейты кугиклы — из особого вида камыша, который растёт только в Курской и Белгородской областях. Его Александр заказывает именно там. Время изготовления зависит от состояния материала. Если дерево сырое, на изготовление гуслей уходит до полугода, а из сухого дерева их можно сделать за две недели.
С некоторыми материалами возникают сложности.
— Например, тверские и курские рожки в XVIIIXIX веках делали из настоящих коровьих рогов. А где рога брать сейчас? Приходится ездить в мясные хозяйства в Подмосковье и в другие регионы и искать там, — говорит Александр.
Старые фото в помощь
Для Александра Изотова очень важно, чтобы сделанные им музыкальные инструменты были точно такими же, как во времена их популярности. Поэтому он постоянно ищет в книгах и музеях фотографии и описания.
— Например, много фотографий гуслей, гудков и пыжаток я нашёл в Национальном музее музыки имени Глинки. Сделал с них копии и именно по ним создал свои музыкальные инструменты, — говорит Александр. Кстати, сам он умеет играть на всех своих инструментах и даже выступает вместе с ансамблем «Весняночка».
Пыжаткам аккомпанировали на косах и пилах
Сегодня многие и не знают о народных музыкальных инструментах. А ведь раньше они были очень популярны.
Пыжатка — разновидность флейты со щелью в виде птичьего клюва — «пыжа». На них играли плясовые наигрыши в деревнях нынешних Курской и Белгородской областей. Аккомпанементом к пыжаткам часто выступали косы, пилы и другие бытовые предметы.
Калюка — особый вид травяной дудки из колючего тростника. Считалась исключительно мужским музыкальным инструментом. Играли на калюках в сумерках или ночью. Если юноша играл на калюке перед девушкой, считалось, что он пытается привлечь к себе её внимание.
Гудок — трёхструнный смычковый музыкальный инструмент, известный со времён Киевской Руси. Он был распространён в крестьянском быту и как инструмент скоморохов.