На днях на информационных стендах в подъездах большинства домов района Строгино появились объявления со списками должников за «коммуналку». Как говорится, неплательщиков приковали к «позорному столбу».
«Законно ли выставлять такие данные на всеобщее обозрение, и если нет, то куда можно пожаловаться?» — спрашивает житель улицы Кулакова, Иван.
Не персональные данные
Уведомления в подъездах вывесил ГБУ «Жилищник района Строгино». В них указаны номера квартир должников, суммы задолженности и коды плательщика, частично закрытые звёздочками.
— Такие данные согласно Федеральному закону «О персональных данных» не являются персональными. Ведь в них нет личной информации: ФИО, контактных данных или даты рождения. Поэтому размещать их в открытом доступе не запрещено, — поясняет начальник отдела по работе с населением ГБУ «Жилищник района Строгино» Полина Сапронова.
Конфиденциальными уведомлениями являются так называемые долговые документы, в которых есть имя и фамилия, полный код плательщика и детали задолженности.
— Их мы имеем право направлять исключительно в почтовые ящики должников, — говорит Сапронова.
Через три месяца — в суд
О долге жильца информируют, как только сумма задолженности превысила 500 рублей. Долговую квитанцию направляют в почтовый ящик, а уведомления без персональных данных вывешивают в подъезде. На всех документах есть адрес, куда можно обратиться, чтобы погасить задолженность, а на долговой квитанции ещё и QR-код для оплаты.
— А если житель оставлял нам свои контакты, то при образовании задолженности ему позвонит робот и напомнит о долге, — говорит Полина Сапронова.
По её словам, все эти методы оповещения — досудебные. Их используют, если долгу меньше трёх месяцев. После управляющая компания вправе обратиться в суд и передать дело судебным приставам.
Можно платить частями
Как рассказал начальник юридического отдела ГБУ «Жилищник района Щукино» Дмитрий Крупин, причины, почему жители не оплачивают задолженности, бывают разные. В том числе — уважительные.
— Один лежал в больнице, другой потерял работу, — говорит он.
Если у жителя возникли материальные трудности, он может заключить соглашение о реструктуризации долга на срок до шести месяцев без процентов и пеней. Для этого надо обратиться в юридический отдел своей управляющей компании.
— Так, житель дома в Теп личном переулке задолжал больше 90 тысяч рублей. Не платил больше полугода. Потом пришёл в «Жилищник» и попросил разбить долг на несколько месяцев, чтобы выплачивать частями. Сказал, что его на работе сократили. Конечно, мы пошли ему навстречу, — пояснил Крупин.
Если в вашем подъезде управляющая компания представила на всеобщее обозрение уведомление о долге с указанием ваших персональных данных, вы можете пожаловаться в Роскомнадзор через официальный сайт rkn.gov.ru.
В разделе «Персональные данные»/«Защита прав субъектов персональных данных» справа на странице есть кнопка «Сформировать обращение». С вопросами можно обратиться в справочный центр Роскомнадзора по тел. (495) 983-3393