Декор из алюминия в интерьерах метрополитена начали широко применять полвека назад. А первые большие панно из металла появились на станции метро «Октябрьское Поле».
Лучи солнца в честь юбилея СССР
Открыли станцию в день 50-летия создания СССР — 30 декабря 1972 года. Отсюда и прямолинейные сюжеты панно: серп и молот, развевающееся знамя, лучи солнца. Да и само название станции «Октябрьское Поле», сооружённой на территории бывшего Военного поля, обязывало. Создали панно латвийские художники Хайм Рысин и Джемс Бодниекс.
Как писал журнал «Строительство и архитектура Москвы», мастера отливали их в Риге, на комбинате Художественного фонда Латвийской ССР. Прибалтика традиционно славилась художественной ковкой, и художники комбината выполняли заказы со всех концов СССР. Творческий тандем Рысина и Бодниекса был плодотворным.
Только в Москве художники оформили интерьеры нескольких станций метро, Кремлёвского дворца съездов, ВДНХ. Но самым необычным, а главное, знакомым практически каждому москвичу, их творением стали металлические обрамления витражей на станции метро «Новослободская».
В витражах использовали стёкла из Домского собора
Одним из авторов проекта «Новослободской» был маститый архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР Алексей Душкин. По воспоминаниям его жены Тамары, он ещё в 1940-х мечтал применить в интерьере метро цветное стекло — совершенно необычный для того времени материал.
Незадолго до войны Душкин даже успел съездить на завод цветного стекла в Ригу и привёз образцы. Но осуществить замысел удалось лишь при создании станции метро «Новослободская», которая была открыта в 1952 году. Обрамления знаменитых витражей в виде растительного орнамента изготовили в Риге художники по металлу Рысин и Бодниекс с коллегами.
«У художественной чеканки — большое будущее, — цитировала слова Рысина «Вечерняя Москва» в декабре 1951 года. — Она не только позволяет получить ясный и чёткий рисунок, но и даёт огромную экономию металла. Толщина каждой латунной детали — полмиллиметра».
А по воспоминаниям второго автора проекта, Александра Стрелкова, при изготовлении витражей латвийские мастера использовали цветные стёкла знаменитого Домского собора в Риге и других католических храмов. Версия правдоподобная, так как до войны Хайм Рысин изготавливал церковную утварь для Домского собора. Правда, сегодня оригинальные стёкла в витражах почти все утрачены.
Чудом избежал геноцида
Примечательно, что творческой карьерой, да и самой жизнью латвийский художник обязан… присоединению Латвии к СССР. В 1941 году фашистская Германия оккупировала Латвию буквально в течение нескольких дней. Как писал доктор исторических наук, автор исследований жизни еврейских общин Григорий Смирин, тогда в республике проживали около 70 тысяч евреев.
«Почти все они погибли, ибо политика нацистов по отношению к евреям представляла собой тотальный геноцид», — пишет он.
Лишь единицы, в числе которых был художник по металлу и ювелир Хайм Рысин, успели эвакуироваться в первые дни войны из республики вглубь страны. Как отмечал историк, «присоединение Латвии к СССР в 1940 году дало местным евреям шанс на спасение, поскольку с началом войны у них была возможность уйти в советский тыл». Но по разным обстоятельствам не все воспользовались этим шансом.
Его изделия дарили вождям
Из воспоминаний современников Хайма Рысина известно, что он — один из создателей драгоценной шкатулки, которую от имени Латвии подарили Иосифу Сталину к его 70-летию. Созданные им ювелирные изделия потом преподносили Никите Хрущёву, Леониду Брежневу и другим партийным деятелям в качестве официальных подарков от Латвийской республики. Сегодня многие работы Хайма Рысина хранятся в разных музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее.