С началом нового учебного года многие родители ищут, где бы подешевле купить детское автокресло: ребёнок-то за лето вытянулся! Большинство детских кресел привозят к нам из-за границы. Как обстоят дела с этими товарами на фоне санкций, разбирался «СЗ».
Рубль укрепился, цены полетели вниз
В магазине на улице Мнёвники продают детские автомобильные кресла разных брендов из Германии, Китая, Нидерландов, США, Японии, Англии. По словам продавца-консультанта Александра, все они имеют сертификаты и прошли краш-тесты за рубежом. Ценовой разброс большой: от 5 до 30 тыс. рублей.
— Весной цены на автокресла сильно выросли — в полтора-два раза. Но сейчас рубль укрепился, поэтому цена некоторых брендов практически вернулась к той, что была в начале года, — говорит он.
Магазин на улице Берзарина продаёт кресла только одного немецкого бренда.
— Весной и в начале лета были перебои с поставками, однако сейчас всё наладилось и дефицита никакого нет, — говорит продавец Василий.
Зелёный коридор для импорта
Странно, но на прилавках я не вижу ни одного кресла отечественных брендов, хотя точно знаю: они есть. Как пояснил председатель Ассоциации производителей детских автокресел и колясок «Приоритет» Иван Никитичев, отечественная отрасль производства детских кресел сейчас переживает кризис.
— Пять лет назад в России работали шесть заводов, в начале этого года осталось три: в Рязани, Челябинске и Чебоксарах. К сентябрю закрылся и чебоксарский завод, — говорит он.
По словам эксперта, мощностей даже двух оставшихся заводов хватило бы на то, чтобы обеспечить креслами всю страну. Однако отечественный продукт оказался поставлен в неравную ценовую борьбу с «иностранцами».
— Причина простая: зарубежные кресла дешевле, так как их можно завозить в нашу страну с нулевой таможенной пошлиной. А из-за укрепления курса рубля азиатские кресла подешевели ещё на 30%, — говорит он.
При этом наши заводы приобретают необходимые в производстве полиэстер, замки и крепления в Китае.
— А таможенные пошлины для комплектующих полноценные, и это недёшево, говорит Никитичев. Подорожали и перевозки. В прошлом году доставка контейнера полиэстера стоила 2,5 тыс. долларов, а теперь — 14 тысяч.
Производители просят о помощи
При этом, по словам Никитичева, автокресла отечественных производителей не уступают зарубежным.
— Каждый экземпляр должен получить свой сертификат о соответствии и пройти краш-тесты. Мы следим, чтобы наши производства выполняли эти требования, — говорит он. — Мне иногда присылают видео с авариями, где в машинах дети сидели в креслах. Просят оценить, насколько то или иное кресло сработало. К примеру, недавно на почту пришло такое видео: машина восемь раз перевернулась в кювете. Для ребёнка даже в кресле это почти всегда смерть. Но в этом случае всё обошлось одними синяками, хотя само авто было всмятку. Ребёнок сидел в автокресле рязанского производителя.
Ассоциация уже обратилась в коллегию Евразийской экономической комиссии с призывом разработать и применить схемы действия для защиты отрасли. Остаётся надеяться, что наши производители будут услышаны.
Ну а для потребителя всё осталось по-прежнему. Кресла есть, ни один из зарубежных брендов из страны не ушёл.